В чехии выпустили красивое электрокупе в ретростиле (и это не skoda)

Skoda показала журналистам большинство автомобилей модельного ряда 30-40-х годов

Что мы знаем об истории фирмы Skoda? Хорошо, если помним заднемоторные седаны социалистических 80-х. А ведь Skoda – третий по возрасту европейский автопроизводитель: из выживших старше только Daimler-Benz и Peugeot! Тем интереснее, что за автомобили выпускала чешская фирма во времена своей независимости: довоенные Шкоды были весьма самобытными!

Автомобильную историю Шкоды принято вести от другой марки, почившей в бозе: в 1895 году два Вацлава – книготорговец Клемент и механик Лаурин – открыли мастерскую по изготовлению велосипедов Laurin & Klement. В 1899 году освоили и выпуск мотоциклов, причем весьма совершенных, впервые в мире оснащенных зажиганием от магнето и выигравших в 1905 году первый чемпионат мира по мотогонкам. Выпустив около 4000 двухколесных моторных транспортных средств, в 1905 году перешли на четырехколесные – первенец назывался тип А. В 1912 году «взяли под крыло» австрийскую автомобильную фабрику RAF.

Впрочем, подробно вехи шкодовской истории мы вспоминали совсем недавно, в АР №21, 2008. Сейчас черед «практических занятий»: специально для российских журналистов Skoda собрала в южночешской провинции большинство автомобилей модельного ряда 30-40-х годов и даже более ранний гоночный Laurin & Klement серии 300 выпуска 1920 года.

Эпический автомобиль! Ни кузова, ни крыши, ни передних тормозов – зато могучий мотор рабочим объемом 4,7 литра и мощностью 50 л.с. под опоясанным кожаным ремнем капотом. Прямоточный выхлоп особенно жарит меня – пассажира, сидящего слева от водителя на общем с ним диванчике. Единственный экземпляр этой модели сохранился в фирменном музее, и нас за руль не приглашали. Хотя с педалями и рычагами справился бы каждый: двигатель пускается вовсе не торчащей из-под радиатора заводной ручкой, а электростартером, четыре передачи переключаются по привычной схеме, а рычажок ручной регулировки опережения зажигания на руле используется только при холодном пуске. Главное – помнить, что педаль газа расположена в центре, а тормоза задних колес приводятся не правой педалью (она действует на трансмиссионный барабан), а рычагом.

Водитель-музейщик сам будто из двадцатых: крепкие шоферские руки, обветренное лицо, роскошные усы. Такие же были у графа Александра Коловрата, Шумахера тех времен, – фирменного гонщика, не раз выигрывавшего на Лорин-Клементах международные гонки, в том числе и в России. Сцепление, пауза, потом шофер медленным, но уверенным движением вкладывает рычаг в паз первой передачи.

Через несколько сотен метров привыкаешь и к высоченной посадке, как на грузовике, и к ветру в голове – лобовое стекло защищает разве что от мух. Мотор рычит, как первобытный зверь. Рваный, хлопающий выхлоп ритмично давит на барабанные перепонки – и вот мы переходим на четвертую! Не зря, не зря Laurin & Klement в свои годы был чуть ли не спорткаром и пожирал около 60 литров на 100 километров: разгон вовсе не вял. А вот как останавливать это облегченное до 1000 кг шасси, как вправлять его в повороты?

Тут-то и проникаешься пиететом к тем коловратам, которые сутками скакали на сиденьях, пружинящих сантиметров на 10, «подбиваемые» снизу рессорной подвеской без амортизаторов да гибкой рамой, добавляющей машине непривычные нам изгибные колебания. А какой «острый», оказывается, руль! Дядька не перехватывал его ни разу – на круговом движении достаточно четверти оборота баранки.

Машин трехсотой серии с 1917 по 1923 год сделали около 50 штук, и это был конец первой эпохи шкодовской автомобильной истории. Вторая началась в 1925 году, когда фирму Laurin & Klement поглотила собственно Skoda – концерн из города Пльзень. Первое время акцент в автомобильном производстве делали на грузовики и тракторы, а принципиально новая легковая машина появилась в 1930 году – называлась она Skoda 422 (индекс означает четыре цилиндра и 22 л.с.).

В тридцатые годы чехословацких марок было уже немало: появились Praga, Aero и Jawa, а оружейный завод в Брно выпускал автомобили под брендами Disk и Z. Но технически чешские машины уступали западноевропейским. В 20-е годы рынок Чехословакии был невелик – в среднем покупали около 700 автомобилей в год, а цены из-за больших импортных пошлин были почти в два раза выше, чем в других европейских странах. Хотя качество машин считалось хорошим.

В конце 30-х Чехословакия выпускала больше автомобилей, чем Швеция, Австрия или Бельгия, но это было всего 14 тысяч машин против сотен тысяч в Германии или Франции. А 85% компонентов закупалось у соседей – чешская автомобильная промышленность не была самостоятельной, хотя и продолжала поиск оригинальных технических решений.

Вот, например, седан Skoda Rapid 1934 года, заводской код 901, за руль которого я сажусь через «самоубийственную» дверь. Самое интересное скрыто под днищем: кузов поддерживает не привычная лестничная, а оригинальная хребтовая рама, «раздваивающаяся» на два привычных лонжерона только спереди. Сквозь ее центральную трубу пропущен карданный вал, на конце трубы – задний редуктор, прямо к которому крепятся рычаги задней независимой подвески. Над ними – поперечная рессора. Точно такая же заменяет нижний рычаг передней подвески. Рациональная конструкция! Благодаря ей шасси первого Рапида без кузова весило всего 520 кг.

Но как же неудобно за рулем! Дело даже не в том, что он расположен справа. Тесно, как в танке, особенно в ногах!

Схема переключения четырех передач – классическая, но разболтанный рычаг упирается в левую ногу, даже когда включаешь первую. После переключения приходится ставить ступню правее, под педаль тугих и ненадежных, хоть и гидравлических тормозов. Разгон дается 30-сильному моторчику объемом 1386 «кубиков» с большим трудом – в самую маленькую горку приходится переключаться с четвертой как минимум на третью передачу. Что-то не чувствуется ожидаемой «хребтовой» легкости в движениях!

Правда, конкретно этот Rapid уникален тем, что прожил 76 лет без реставрации – возраст, о котором и нам не грех мечтать. Ему стоит простить щели по периметру дверей, шум и рев отовсюду, закусывающий руль. Со скоростью 50 км/ч ты едешь еще нормально, но на 60 км/ч уже становится страшно! Каждая ямка и даже трещинка асфальта сотрясают уставший кузов. А ведь поперечные рессоры были еще и ненадежны: из-за одного-единственного крепления по центру они работали только своими половинками, вернее – четвертями эллипса. И от больших ходов подвески лопались почем зря!

Путешествие в красивое прошлое. Тест-драйв ретро автомобилей Skoda

Для того чтобы понять, насколько современные автомобили стали быстрыми, комфортными и технологичными, надо отправиться в прошлое и поездить на машинах тех лет. Причем далеко в прошлое «залетать» не нужно – хватит и 50 лет.

Редакцию CAR.ru пригласили поучаствовать в уникальном историческом ралли Skoda Historical Rally, чтобы окунуться в историю легендарной чешской автомобильной марки. Как вы понимаете, от такого заманчивого предложения отказаться было невозможно.

Знакомиться с классическими моделями Skoda 1950 – 1970-х годов выпуска мы приехали на историческую родину бренда – в Чехию, а именно в местечко Мцелы возле города Млада-Болеслав, где находится штаб-квартира компании Skoda. Именно здесь, на территории одноименного замка Мцелы, и стартовало наше историческое ралли.

Skoda 1200 – самый изящный автомобиль нашего ретро-ралли
Если вы являетесь ценителем замковой архитектуры и роскошных 5-звездочных отелей, то сюда совершенно точно стоит заехать. Шато Мцелы расположен в живописном лесистом районе Чехии на территории 5 га. Ранее замком владела богатая дворянская семья Турн-и-Таксис, а сейчас Шато Мцелы управляет винодел из Италии Джими Кузумано и его супруга Инес. На территории дворца-отеля есть отличный ресторан, SPA-комплекс и огромный английский парк.

Двухцветный интерьер Skoda 1200 выглядит стильно и богато
Надо сказать, что на фоне аристократичного Шато Мцелы, народные автомобили Skoda 1950-1970-х годов выглядят несколько простовато, как люди в повседневной одежде на торжественном приеме в Большом Театре. Skoda 1200, Skoda Octvia, Skoda 1202, Skoda 1100MB – все это модели созданы в не самой богатой Чехословакии для не самых богатых граждан.

Skoda Felicia
Но одна модель из представленных ретро-автомобилей Skoda все же отлично гармонировала с роскошным замком Мцелы – это Skoda Felicia. Данная модель по сути является открытой версией Skoda Octavia. Насколько же по-разному выглядят эти родственники! Родстер Skoda Felicia с мягкой складной крышей словно автомобиль из другого, Западного мира, случайно оказавшийся в Социалистическом блоке.

Раньше Skoda Felicia пользовалась большим спросом в западных странах. Именно поэтому большинство произведенных Skoda Felicia уходило на экспорт, включая такие страны, как Новая Зеландия и Канада. Надо отметить, что Skoda Felicia – единственный автомобиль в своем роде, выпускавшийся в странах Восточного блока.

Как и другие модели Skoda, в основе Felicia лежала хребтовая рама, что и позволило без особых усилий создать открытую версию Skoda Octavia. Под капотом у первых моделей Skoda Felicia располагался двигатель объемом 1,1л, который развивал мощность в 50 л.с., а начиная с 1961 года, в производство запустили новую модификацию Skoda Felicia Super с 1,2-литровым двигателем, мощность которого выросла до 55 л.с. Максимальная скорость автомобиля составляла 130 километров в час.

Пожалуй, Skoda Felicia была самой интересной из представленных на ретро-ралли машиной, но в гонку мы решили отправиться на классической Skoda Octavia 1959 модельного года. Все-таки было очень интересно понять, как и насколько сильно изменилась современная Skoda Ocavia, которая заполнила улицы городов во многих странах мира, в том числе и в России.

Skoda Octavia
Но прежде, чем начать соревнования, надо рассказать о правилах ретро-ралли. Суть этого мероприятия заключается не в том, чтобы максимально быстро преодолеть спецучасток, а в том, чтобы сделать это за отведенное организаторами время. Например, первый этап длиной 41 км нам предстояло проехать за 80 минут. Если проезжаешь быстрее – получаешь штраф, медленнее – тоже штраф.

Замер времени прохождения спецучастка
Казалось бы, что ничего сложного в этом нет, но в каждом таком этапе было еще несколько маленьких подэтапов – например, проехать 80 метров за 16 секунд, проехать 310 метров за 46 секунд и так далее. Осложнялось выполнение таких микроэтапов тем, что двигаться нужно было не по прямой, а часто по сложной траектории с поворотами и разворотами. Рассчитывать, с какой именно скоростью надо ехать в том или ином месте, оказалось крайне непросто.

Кроме того, в ралли было запрещено пользоваться навигатором, а ориентироваться на местности надо было исключительно по легенде – маршрутная книга с указанием ключевых точек, километража между поворотами, указанием перекрестков и названий населенных пунктов. Именно поэтому «боевой» экипаж автомобиля всегда состоит из двух человек: пилота и штурмана. И роль штурмана, в данном случае, не менее значима, чем водителя.

Управлять Skoda Octavia 1959 модельного года совсем непросто. Здесь нет усилителя руля, педальный неудобный узел, передачи в 4-ступенчатой трансмиссии меняются непросто, маломощный 1,1-литровый двигатель 40 л.с. совсем не тянет автомобиль на подъеме. Если сюда добавить тесноту салона и примитивную эргономику автомобиля из конца 1950-х годов, то легкая поездка на 40 километров оборачивается для пилота и штурмана мокрыми спинами с легким головокружением из-за запаха бензина и выхлопных газов.

Первый спецучасток мы успешно завершили в одном из самых известных готических замков Чехии – Груба-Скала. Это настоящая жемчужина национального парка Чешский рай. Величественную скалу с замком на самом верху видно за десятки километров с окрестных автомобильных дорог, но, когда подъезжаешь ближе, обнаруживаешь совершенно удивительный природный рельеф.

Замок находится не просто на скале, а на возвышении, окруженным башнеобразными скалами из песчаника, которые приобрели свою форму благодаря ветру, «точившего» податливую горную породу многие тысячи лет. Некоторые из этих «каменных пальцев» достигают высоты 60 метров!

История Груба-Скала отсчитывается с 1353 года! Разумеется, замок множество раз перестраивался – последнее серьезное обновление комплекса зданий произошло в 1859 году, когда замок переделали в неоготическом стиле. Таким он и сохранился до наших дней. Сейчас на территории замка находится 4-звездочный отель, ресторан, парковка и великолепная смотровая площадка.

Насладившись здешними видами, мы снова завели скромный 1,1-литровый мотор Skoda Octavia и отправились покорять следующие этапы нашего неспешного ретро-ралли на автомобилях Skoda. Впереди наш ждал замок Нимержице!

Нимержице, где мы не менее успешно завершили второй этап ралли – это относительно молодой замок, построенный в стиле ампир в 1832 году на месте средневековой крепости, заложенной здесь еще в 1354 году. Территория замка приятно поражает своей ухоженностью и чистотой, а кофе из местного ресторана – своим крепким характером. Удивительно, но этот замок находится в сельской местности в окружении трех деревень, суммарное население которых едва переваливает за 200 человек.

Заключительный и самый большой спецучасток нашего ретро-ралли длиною 44 километра мы закончили в еще одном замке – Цтенице. Аристократическая усадьба с барочными амбарами и манежем находится совсем рядом с Прагой, куда мы уже поехали на современных автомобилях Skoda. Ох, какое же это облегчение, когда после целого дня, проведенного в Skoda Octavia 1959 модельного года, пересаживаешься в Skoda Octavia 2018 модельного года. Кажется, что машина едет сама, без участия водителя! Здесь, в современном лифтбеке, прохладно, тихо и очень просторно.

В новых автомобиля Skoda Octavia ты как будто изолирован от окружающего мира, «пролетая» по трассе с немыслимой для середины 20 века скоростью. Поездка же на автомобиле родом из 1960-х годов дарит ощущение единения с дорогой, полем, лесом и всей природой или городами, сквозь которые ты проезжаешь. На современной Octavia ты «летишь», на старой Octavia – ты наслаждаешься неспешным процессом движения.

Skoda Octavia в России является лидером по объемам продаж в своем классе, не позволяя даже быстрорастущему сегменту кроссоверов «отъедать» свой кусок рынка. Стоимость Skoda Octavia начинается от 1 049 000 рублей за версию с атмосферным 1,6-литровым двигателем мощностью 110 л.с. и 5-ступенчатой механической трансмиссией. Цена на самую доступную комплектацию Skoda Otavia Active с классическим 6-ступенчатым «автоматом» составляет 1 128 000 рублей.

А если вам нужен более динамичный и хорошо укомплектованный автомобиль, то стоит присмотреться к Skoda Octavia с двигателем 1,4 TSI мощностью 150 л.с. и роботизированной трансмиссией 7DSG. Эта версия лифтбека отличается не только резвым характером (автомобиль разгоняется с места до 100 км/ч всего за 8,2с), но и высокой топливной экономичностью – 4,8л бензина на 100 км пробега при аккуратной езде по трассе. Впечатляет?! Конечно же впечатляет! Ровно так же, как великолепные чешские замки и настоящие «олдскульные» автомобили марки Skoda.

Читайте также:  Honda cbr 250 rr отзывы

Самые потрясающие автомобили Шкода с 1895 года

Компания Шкода отмечает свой 120-летний юбилей; история бренда.

Бренд “Шкода” имеет захватывающую историю в сфере автопромышленности. Начиная с выпуска обычных велосипедов компания в итоге стала одной из крупнейших производителей автомобилей, которая за свою долгую историю выпустила более 40 потрясающих моделей автомобилей. С момента своего основания, т.е. 120 лет назад, автофирма “Шкода” продала на мировом рынке 17 миллионов автомобилей. Предлагаем нашим постоянным читателям узнать для себя, какие же интересные и красивые автотранспортные средства за эти годы выпустила Чешская автомобильная компания.

1895: Первооткрыватели компании Лорен и Клемент начали ее историю с велосипедной мастерской

В холодный декабрьский день 1895 года началась история знаменитой сегодня на весь мир автомобильной компании. А началось все с мастерской велосипедов, которую открыли в Чешском городе Млада-Болеслав обычные и никому неизвестные на то время предприимчивые деловые люди. Производство обычных велосипедов открыли Вацлав Лорен (слева на фото) и купец Вацлав Клемент. Компанию назвали-” Laurin & Klement” (L & K).

1899: Началось производство мотоциклов

К 1899 году производство и продажа велосипедов шли успешно. Все велосипеды выпускались под маркой «Славия». Успех данной продукции был настолько высок, что мастерская стала отправлять свои велосипеды за границу. Благодаря полученной прибыли основатели компании принимают решение, начать производство мотоциклов.

1905: L&K Voiturette A

В 1905 году компания выпускает свой первый в истории автомобиль марки “L&K Voiturette A”. Легендарный автомобиль в то время оснащался двухцилиндровым двигателем мощностью 7 л.с. Максимальная скорость авто составляла всего 40 км/час.

1933: Skoda 420 Standard

После окончания Первой мировой войны экономические последствия и финансовый кризис тех 20-х годов отразился на компанию “L&K” не самым лучшим образом. В 1925 году компания вошла в состав крупнейшего автопромышленного предприятия Чехии с ее названием «Шкода-Пльзень». Эта промышленная группа была в те времена самой крупной инженерной структурой Чехии. В конечном итоге к 1930 году на рынке появляются первые автомобили под названием “Шкода”. Первой гражданской моделью тогда стала автомашина марки Skoda 420 Standard.

1934: Skoda Superb 640

В 1934 году на авторынок выходит шестицилиндровая модель “Skoda Superb 640”. Что-то такое уже знакомое? Не правда ли? Да, это все так и есть. Но об этом друзья чуть позже.

1934: Skoda 418 Popular

Обратите ваше внимание на авто-модель “Popular 418”, которая имеет потрясающий крылатый логотип Шкода на своем капоте.

1935: Skoda 935 Dynamic

Модель автомобиля “935 Dynamic” имеет динамический кузов сделанный из легкой стали. Это позволило инженерам компании снизить вес кузова.

1935: Skoda Rapid Cabriolet

В 1934 году на авторынке появляется еще одна новая модель под названием “Rapid”. Этот автомобиль в то время выпускался в различных версиях кузова. Затем, а именно в 1935 году на свет появляется автомобиль кабриолет (на фото).

1936: Skoda Popular Monte Carlo Coupe

Это друзья самый красивый автомобиль марки Шкода в кузове купе за всю 120-летнюю историю. Модель получила для себя имя- “Монте-Карло”. Мощность данного автомобиля составляла 36 л.с., а максимальная скорость равнялась 120 км/час.

1936: Skoda Superb Saloon

Перед вами на фотографии друзья представительская авто-модель “Superb” образца 1936 года. Судя по габаритам ее кузова о недостатке места в салоне машины конечно же говорить не приходится, все впорядке.

1948: Skoda Tudor Roadster

После Второй мировой войны компания “Шкода” была национализирована. Но даже в таких сложных социалистических и экономических условиях компании удалось выжить, а далее в 1946 году разработать и выпустить на рынок очередную модель автомобиля под названием “Tudor Roadster”. Машина была выведена на авторынок в 1948 году.

1952: Skoda 1200 Sedan

Начиная с 1952 и заканчивая 1956 годом компания “Шкода” выпускала автомобиль седан модели “1200”. Машина выпускалась в различных версиях, в том числе и в кузове универсал, который использовался в качестве фургона для перевозки различных небольших габаритов товаров и в качестве машин скорой помощи.

1955: Skoda 440 Spartak

Модель “Spartak” вышла на рынок в 1955 году. На фото друзья вы видите версию автомобиля модели 1957 года. Одна из интересных особенностей данной модели “Spartak” это, ее дополнительный верхний дворник стеклоочистителей, который обеспечивал лучшую обзорность водителю за рулем.

1961: Skoda 1202 STW

Автомобиль универсал модели “1202 STW” был очень популярен в то время в Чехии. Машина выпускалась вплоть до 1973 года. Данный автофургон использовался в различных сферах экономики Чехии.

1961: Skoda Felicia

С этой конкретной модели все и началось, об автомобилях марки Шкода начали мечтать многие автолюбители в Соединенных Штатах Америки и в ряде других стран Мира и Европы. Автомобиль Шкода “Фелиция” впервые был выпущен в 1961 году в различных версиях кузова. Например, самым потрясающим автомобилем стала версия в кузове кабриолет (2+2), которая спустя даже долгие годы и по наше время выглядит очень элегантно, красиво и стильно. Всего было произведено и поставлено на автомобильный рынок 15 тыс. экземпляров машин.

1964: Skoda 1000MB

Важной моделью в истории компании “Шкода” стал также и автомобиль модели “Skoda 1000 MB” с несущим кузовом и с задним расположением двигателя, который передавал крутящий момент сразу на задние колеса. Стоит здесь отметить, что модель “1000 МВ” оснащалась первым в мире литым алюминиевым двигателем, который был запущен в массовое производство. На фото друзья вы можете видите автомобиль модели 1966 года.

Этот “1000 МВ” сменил первое поколение автомашин Skoda Octavia. Название этой модели конкретно связано с объемом двигателя, который был объемом в 998 куб. см. (четыре цилиндра) и мощностью в 40 л.с.

1968: Skoda 1203

Если кто-то из вас друзья знает или смотрел известный Чешский телесериал “Пан Тау”, то наверняка знаком с авто-моделью “Шкода 1203”, которая производилась с 1968 – по 1981 годы. Данная модель втомобиля выпускалась как в виде микроавтобуса, так и в виде фургона в качестве скорой помощи.

1969: Skoda 1100 MBX

Модель автомобиля “Шкода 1000 МВ” в кузове купе носила название- “1000 МВХ”. Это элегантное двухдверное купе было впервые произведено и выпущено в свет в 1967 году. Под этим обозначением Шкода выпускалась до 1967 года, и с этого же самого года эта авто-модель получила для себя совсем новое кодовое обозначение, как модель “1100 МВХ”, которая и продолжила выпускаться до конца 1969 года. Всего было произведено 2500 экземпляров машин этой модели.

1970: Skoda 110 R Coupe

В начале 70-х годов на мировой авторынок пришло красивое купе, авто-модель “110 R”. До начала 1980 года компания “Шкода” произвела и выпустила на рынок 57 тыс. штук (экзмп.) автомобилей. Но это число было слишком мало, чтобы удовлетворить весь высокий спрос на данную модель автомобиля.

1970: Skoda 110 L

Модель под названием “Skoda 110L” была как-бы ответвлением от авто-модели “S100”. В те годы данная модель машины произвела небывалый фурор на всем мировом рынке машин. Благодаря своей высокой популярности и большому спросу компания “Шкода” до 1976 года произвела и выпустила на авторынок более 1 млн. экземпляров (штук) данной модели автомобилей.

1975: Skoda 130 RS

“Шкода” также пыталась сделать себе имя за счет спортивных моделей автомобилей выпускаемых в то время компанией для автоспорта. Например, самой потрясающим спортивным автомобилем того времени стала модель “130RS”. Машина оснащалась 1,3- литровым бензиновым двигателем мощностью 140 л.с. (максимальная скорость автомобиля составляла 220 км/час).

1977: Skoda 120 L

С 1976 и по 1990 годы эта серия автомобилей обозначалась кодовым внутренним номером- “742”. В зависимости конкретно от модификаций и двигателей данная модель автомобиля оборудовалась двумя, четырьмя, а также широкополосными передними фарами. Машины оснащались 1,0-литровым мотором в 45 л.с. и 1,2-литровым двигателем в 50 л.с. (модель 120 L). Начиная с начала 1984 года на авторынок приходят новые версии автомашин, это, модели версий “130L” и “135L” с 1,3-литровым двигателем мощностью в 63 л.с.

1984: Skoda Rapid 130

В 1984 году компания вновь возобновляет производство модели автомобиля “Rapid”. Это было двухдверное купе выпускавшееся вплоть до 1988 года. До этого времени компания “Шкода” произвела 22 тыс. 400 штук автомобилей. За дизайн конкретной “742”-ой серии автомобилей этой марки отвечал дизайнер Джорджетто Джуджаро. Данная автомашина до 1990 года оснащалась 1,3-литровым двигателем мощностью 63 л.с.

1987: Skoda Favorit

В 1987 году компания “Шкода” представляет очередную новую модель “Skoda Favorit”. Автомобиль был оборудован передним приводом. Он создавался в Итальянской дизайн-студии “Bertone”.

1994: Skoda Felicia

В 1991 случилось одно из самых значимых событий для компании “Шкода”. Чешский автобренд слился с группой компании “Volkswagen”. Это был (и считается) прорыв во всем. Именно с этого момента компания “Шкода” начала завоевывать весь мировой авторынок. А началось все с новой модели автомобиля “Фелиция” 1994 года.

1996: Skoda Felicia Fun

Этот автомобиль пикап помимо двух мест в кабине имел еще и два открытых пассажирских сиденья в кузове. Единственный минус машины в следующем, его пассажиры во время движения автомобиля были подвержены воздействию ветра и дождя. Данная модель автомобиля появилась на рынке в 1990 году.

1996: Skoda Octavia

В 1996 году известное имя автомобиля “Octavia” получило для себя новую жизнь, произошло это за счет новой модели машины, которая выпускалась в пятидверных и универсальных кузовах. Этот автомобиль был основан и построен на базе автомобилей марки Volkswagen. Так что качество самой сборки этих автомобилей значительно улучшилось. Благодаря этому продажи автомобилей Шкода за несколько последних лет значительно выросли. Но купить себе новую модель авто смогли не все, так как завод просто не справлялся с таким количеством заказов. В 2004 году “Шкода” представила второе поколение своих автомобилей. В 2012 году мы встретили на авторынке уже третье поколение машин с их потрясающим дизайном кузова.

1999: Skoda Fabia

В 1999 году появилась модель “Skoda Fabia”. Это типичный модульный автомобиль. Например, многие компоненты для автомашины поступали на сборочную линию от таких известных моделей машин как, “VW Polo” и “Seat Ibiza”. К 2007 году выходит второе поколение “Fabia”.

2001: Skoda Superb

“Skoda Superb” появилась на авторынке в 2001 году. Этой моделью автомашины не только возродилось громкое имя компании, но и была сделана смелая попытка наладить выпуск автомобилей среднего класса. В 2008 году на автомобильный рынок было выведено второе поколение машин, которое стало больше в размерах, в результате чего салон стал просторней и комфортней. Особенно это стало заметно в задней части машины. В 2010 году выходит следующая очередная версия автомобиля в кузове универсал. Третье поколение этой машины мы увидели в этом году.

2009: Skoda Yeti

В наши дни каждая из компаний считает, что в их модельном ряду обязательно должен быть хотя-бы один компактный кроссовер. Не отстает от этой моды и компания “Шкода”, выпускает в 2009 году свою полноприводную модель “Yeti”. В 2013 году вышла очередная новая модель автомобиля. Стоит здесь сразу отметить, что эта модель автомашины доступна приобретателю как с передним приводом, так и с полным приводом, т.е. с приводом на все четыре колеса.

2011: Skoda Citigo

Модель “Skoda Citigo” появилась на автомобильном рынке в 2011 году. Это 3,5 метровый карлик выпускается в трех-дверной модификации и в пяти-дверной версии кузова. Данная машина делит общую платформу с моделью автомобиля Volkswagen “Up” и “Mii”. Кстате, все эти авто-модели выпускаются в г. Братиславе на автозаводе в Словакии.

2012: Skoda Rapid

Это имя нам знакомо друзья по автомашинам из 1930-х и 1980-х годов. В 2012 году компания “Шкода” решила возродить свою бывшую модель под именем “Rapid” выпустив на авторынок свой новый седан. В 2013 году появилась также и версия в кузове хэтчбек под названием- “Spaceback”.

2015: Модельный ряд Шкоды продолжает расти

Вот все те модели машин, которые сегодня выпускаются под маркой “Шкода”: -Yeti, Octavia, Rapid, Superb, Fabia и Citigo (все на фото слева). Из этих автомобилей компания производит сегодня более 40 версий и модификаций. Судя по всему, это количество модификаций и моделей машин по-прежнему будет в ближайшее время расти. Например, производитель уже объявил, что в 2016 году выведет на мировой авторынок свою новую модель автомобиля кроссовера. Как будет называться новинка пока официально еще не сообщалось. Данный кроссовер должен быть по своим размерам больше модели “Yeti” и иметь внутри семь мест. На этом уважаемые читатели пока остановимся.

Чех в итальянском костюме: история разработки и судьба Skoda Favorit

Эту машину в нашей стране нередко называли “чешской девяткой”, подразумевая сходство Skoda Favorit с пятидверным Спутником. Однако история первой переднеприводной Шкоды не менее увлекательна, чем у ВАЗ-2109, а вот её развитие волею обстоятельств приняло совершенно другой оборот, нежели у нашей “долгожительницы”. Сегодня мы вспоминаем историю разработки и особенности модели, ставшей по-настоящему знаковой для чешского производителя.

Начало

З аднемоторные “шкодовки” с начала шестидесятых годов пользовались любовью у чехословацких автомобилистов, да и жители стран Восточной Европы нередко предпочитали эти машины Вартбургам, Трабантам, Дачиям и советским Жигулям.

Однако время неумолимо. К началу семидесятых годов архаичность концепции как таковой стала настолько очевидной, что переход на более современную и прогрессивную переднемоторную и переднеприводную компоновку стал просто неизбежен.

В то время чехословацкие конструкторы уже вели переговоры с автопроизводителями ГДР из Айзенаха и Цвиккау, выпускавшими те самые хоть и устаревшие, но все же переднеприводные автомобили Wartburg и Trabant. Однако предполагаемое сотрудничество закончилось лишь парой опытных образцов, да и собственные попытки (в частности, проект 780) получались не очень удачными.

Читайте также:  Главная дорога тест драйв киа сид

На фото: один из многочисленных переднеприводных прототипов будущего Фаворита

Однако в конце 1982 года конструкторы завода из Млада-Болеслав получили от правительства Чехословакии весьма конкретное техническое задание: создать принципиально новый автомобиль. Выполнить весь цикл работ от первичной стадии проектирования до запуска готовой машины в серийное производство нужно было за пять лет, а разработка новой модели должна была закончиться и того раньше — уже летом 1985 года. Почти сорок лет назад с учётом уровня технологий проектирования и автоматизации такой срок мог считаться рекордно коротким, ведь речь шла про переход на совершенно новую платформу, которая не имела ничего общего с прежними автомобилями чешской марки. В случае с АЗЛК-2141 или ВАЗ-2108 советским конструкторами потребовалось на несколько лет больше.

Designed in Italy

Возглавил новый проект под кодом 781 директор научно-исследовательского института Петр Хрдличка (Petr Hrdlička). Изначально к созданию современного и совершенно нового кузова решили привлечь специалистов ателье ItalDesign, но из-за того, что его прошлые концепты, выполненные для Skoda (а именно 720 и 760), так и не стали серийными, маэстро Джуджаро не изъявил желания заниматься очередным “прожектом” для чехословацкой марки.

Поэтому дизайном будущего Фаворита занялся не кто иной как Нуччо Бертоне! Да, именно его кузовному ателье принадлежит внешность автомобиля, которую удалось создать за каких-то четыре месяца. Уже в конце 1983 года полномасштабный гипсовый макет привезли из Италии в Чехословакию, а годом позже в Stile Bertone подготовили опытный образец кузова.

Прототип Skoda Favorit выглядел так

По условиям контракта с Bertone за 28 миллионов крон итальянское ателье должно было создать целое семейство новых автомобилей — хэтчбек, седан, универсал, купе и пикап.

В Чехии всё это время также не теряли времени даром, сконструировав в кооперации с целым рядом иностранных компаний к 1984 году силовой агрегат, детали подвески, а также узлы тормозной системы. Соединив итальянский кузов со своими агрегатами, на Skoda получили опытный образец новой модели, уложившись в заданный срок к июню 1985 года.

В общей сложности из Италии прислали 19 (!)вариантов дизайна кузова, но конечной разработкой силовой структуры, её “привязкой” к агрегатной базе и изготовлением технической документации для запуска автомобиля в производство занимались сами чехи. По сравнению с заднемоторными предшественницами количество штампованных деталей сократилось почти вдвое — с 405 до 227, а салон, несмотря на меньшую на 4 см габаритную длину кузова, получился просторнее прежних Шкод на 8 сантиметров.

Пражский автомобильный институт помог конструкторам Skoda провести специальные испытания, которые позволяли всего одну за неделю сымитировать пробег в 100 000 километров. Но и реальных дорог на колеса предсерийных Фаворитов намотали немало, проехав на испытаниях в общей сложности около 250 000 километров как по альпийским высокогорным перевалам, так и в тяжелых условиях знойного Средиземноморья. Для проверки ходовых качеств опытные образцы, как и наши Самары с «десятками», даже испытывали на тестовом полигоне Porsche в Вайсахе (Германия).

Таким образом, Favorit нельзя считать итальянской разработкой, но внешность этой машины, безусловно, является делом рук Bertone. И это — редкий случай для автомобиля из социалистической страны!

Кроме итальянского кузовного ателье, чехословацкие конструкторы активно сотрудничали с двумя десятками специализированных фирм, в числе которых такие гранды как немецкая компания Porsche, которая доводила шумоизоляцию и опоры крепления силового агрегата и передней подвески. Среди прочих – британский Girling (тормозная система), немецкие Mahle (поршневая группа) и Boge (детали подвески). На покупку десятков лицензий чехи потратили примерно пятую часть от всех затраченных на проект средств. И это чем-то напоминает историю с ВАЗ-2108, о которой мы как-то подробно вспоминали – небезвозмездную «помощь Запада» вообще и фирмы Porsche в частности.

…Новое семейство автомобилей получило наименование «Фаворит». Его характерные особенности: установленный поперёк машины силовой агрегат, передние ведущие колёса, двухобъёмный пятидверный кузов типа «хэтчбек»…

В 1988 году советский журнал «За Рулем» подробно рассказал о новинке из Чехословакии, в 1991-м провел её сравнительные испытания с ВАЗ-21093, а в 1993-м опубликовал аналогичный тест от немецких коллег из издания Auto

Представили новинку на машиностроительной выставке в чешском городе Брно в сентябре 1987 года. На фоне предыдущих заднемоторных Шкод новый хэтчбек выглядел просто ультрасовременно, а жесткий “гранёный” дизайн от маэстро Бертоне сделал бы честь любой западноевропейской марке.

Причем угловатый кузов отличался отличной обтекаемостью – по данным производителя, коэффициент лобового сопротивления (Cх) был равен 0,36 (для сравнения: у ровесницы-«девятки» этот показатель составляет 0,463). Правда, чтобы подчеркнуть динамичность силуэта, Бертоне сильно “урезал” заднюю часть, из-за чего по объему багажного отделения (251 л) Favorit проигрывал многим хэтчбекам, включая наш ВАЗ-2109.

При близких габаритной длине кузова, колесной базе и переднем свесе Skoda Favorit заметно короче Самары. Разница объясняется длиной заднего свеса (585 и 761 мм соответственно)

Несмотря на скромный объем багажника, он имел большой проём, а пятая дверь заканчивалась у самого бампера

Однако с этой проблемой чехи справились просто, выпустив на базе пятидверки серийный универсал Forman, а впоследствии и версию с кузовом пикап, но вот седан и купе до конвейера так и не добрались.

Купе от маэстро Бертоне выглядело очень «по-ситроеновски», но серийным оно так и не стало

Обычный хэтчбек и седан-прототип: найдите всего одно отличие

Skoda Tremp – так назывался прототип «пляжно-развлекательного» автомобиля, который нашел своё cерийное воплощение уже в модели Felicia Fun

Интересно, что универсал и хэтчбек были унифицированы по задней части куда сильнее, чем большинство других автомобилей этого класса вроде Opel Kadett E. Ведь пятая дверь и на Фаворите, и на Формане была одинаковой!

В 1990-м начался выпуск универсала Forman, отличавшегося от Фаворита лишь длиной заднего свеса

В гамме модификаций существовал и вот такой Van

Приобрести новую машину сразу чешские автомобилисты не смогли: первые Фавориты отправили в государственные организации для того, чтобы собрать статистику поломок и оперативно получить информацию о выявленных недостатках. «Частник» же смог оказаться за рулем новой модели только годом позже – в 1988-м. И требовалось для этого около 84 000 крон.

Скромно, но в духе времени

Конструктивно Favorit 136L был близок к нашему ВАЗ-2109: передний привод, поперечно расположенный силовой агрегат (но с наклоном вперед на 20 градусов!), передняя подвеска типа МакФерсон, задняя полузависимая балка и реечное рулевое управление. Однако передняя подвеска получила подрамник, а разработанные Porsche опоры гасили вибрации ощутимо лучше, чем на Самарах.

Всё как у людей: по общей компоновке и конструкции чехословацкий автомобиль ничем не уступал «коллегам по цеху»

По двигателям у чешской и советской машин также был полный паритет: четырехцилиндровый карбюраторный 8-клапанный двигатель объемом 1 150 или 1 289 «кубиков» с верхним расположением клапанов развивал от 58 до 63 л.с. — практически столько же, сколько 1 300-кубовая “восьмерка”. Правда, газораспределительный механизм был выполнен по откровенно устаревшей уже схеме OHV — то есть, с расположенным в блоке цилиндров распредвалом.

Да и в остальной технике сюрпризов не наблюдалось: пятиступенчатая механика, тросовый привод сцепления и двухконтурные тормоза с вакуумным усилителем, причем сзади, как и на ВАЗ-2109, стояли простые барабаны.

Конструкция автомобиля, отвечая самым современным требованиям, идет в ногу с зарубежными моделями этого класса и рассчитана на массовый выпуск в условиях роботизированного производства. Чтобы иметь широкий круг заказчиков, АЗНП планирует делать новую модель в трех вариантах комплектации (Стандарт, Люкс и Суперлюкс), оснащая их двумя различными двигателями (рабочим объёмом 1150 и 1300 см3). Первой осваивается модификация «Шкода-Фаворит-136-Люкс»…

Время перемен

Относительно доступный Favorit пользовался успехом и на внешних рынках — например, даже в пресыщенной Германии продажи Фаворитов и Форманов всего за год удвоились, чему способствовали “специальные” версии вроде Flairline, Silverline, Blackline, Marathon, Excellent, Million Edition и т.д.

Важный козырь чешской машины гольф-класса – доступность: Skoda Favorit cтоила на немецком рынке вдвое дешевле аналогичных автомобилей гольф-класса — всего 14 150 дойчмарок (Lada Samara в дилерской комплектации Hanseat — 16 490 DM). Переднеприводная Skoda забралась даже в такие далекие от Чехословакии страны, как Чили, Израиль и Турция.

Но автомобиль был успешен не только в коммерческом отношении. В 1989 году Favorit принял участие в Чемпионате мира по ралли, в 1990-м — в нескольких раллийных гонках в ЧСФР и Европе, а с 1991 с 1994 год экипаж Петра Гросса и Павла Сиберы четыре раза смог победить в своем классе на знаменитом ралли Монте-Карло.

Skoda Motorsport: Favorit оказался настоящим фаворитом многих автомобильных соревнований, включая ралли «Монте-Карло»

Состоявшаяся в конце 1989 года “Бархатная революция” не поставила крест на этой модели, но бывшему социалистическому заводу стало ясно, что без сотрудничества с надежным и мощным иностранным партнером выжить в условиях рыночной экономики будет непросто. Выбор пал на Volkswagen — точнее, немецкой стороне было интересно включить Skoda в состав своего концерна. Еще до Второй мировой войны у Шкоды как автомобильного производителя были сильные позиции на мировом рынке, а чехам как нации всегда был свойственен высокий уровень технической культуры. Ведь даже разработанный в социалистической Чехословакии Favorit оказался настолько удачным и прогрессивным, что новый хозяин не стал прекращать производство модели после 1991 года, а всего лишь подтянул ее качество и технологии до приемлемого для Западной Европы уровня. Отличить модернизированную машину легко по расположенной в центре радиаторной решетки эмблеме.

Расшифровываем российский VIN у ретро-купе BCC Vintage B3

При создании машины даже использовалась полноразмерная пластилиновая модель. Пробы и ошибки привели к ней дизайнера Биленкина, пытавшегося работать только в цифровой среде и с масштабными макетами. Это собирательный образ без конкретных цитат из прошлого.

Кирилл Биленкин сделал себе имя скрупулёзной реставрацией. Он помешан на деталях, но далеко не всегда удаётся соблюсти историческую достоверность — порой заказчик просто не готов принять автомобиль в его оригинальном виде. Некоторые несправедливо требуют от классики соответствия современным стандартам качества. Ещё хуже, когда её пытаются конструктивно модифицировать ради динамики, комфорта и безопасности — это путь в никуда, показывает опыт Биленкина. Vintage — его вариант идеального автомобиля: ретронастроение на основе современных технологий. Ну как современных, десятилетней давности.