От дакара до формулы-1. топ-10 гоночных серий планеты

От Дакара до Формулы-1. Топ-10 гоночных серий планеты


LiveCars.Ru представляет десятку самых известных гоночных серий планеты

Не удивительно, что более 100 лет назад в мире появились первые гонки и гран-при, а в наше время они приобрели статус огромных бизнес-империй, где мировые производители борются за клиентов, а гонщики доказывают свое превосходство над конкурентами за рулем высокотехнологичных колесных монстров.

Сейчас в мире существуют десяти и сотни различных гоночных серий на любой вкус. Мы же выбрали самые известные, не привязываясь к условиям проведения, но обязательно учитывая статус, рейтинг и историю турнира.

Formula-1

Королева автоспорта, как еще называют эту серию, официально начала свой путь в 1950 году, но первые гран-при проводились задолго до формирования постоянной гоночной серии. По большому счету, именно формула-1 дала жизнь мировому автоспорту в широком понимании этого значения.

Все помнят Хуана-Мануэля Фанхио, Джека Брэбхема, Ники Лауду, Айртона Сенну, Нельсона Пике, Михаэля Шумахера, и наверняка слышали о борьбе Себастьяна Феттеля и Льюиса Хэмилтона в последние годы. Формула-1 не зря считается самой звездной серией, где выступают только лучшие автогонщики, а самыми известными гран-при считаются Монако, Нюрбургринг, Сильверстоун, Монца…

Постоянная борьба именитых брендов, таких как Ferrari, Mercedes, Renault, а еще ранее Ford, BMW, Honda и других, делает Формулу-1 все более технологичной. На данный момент – это вершина автомобильных технологий. Достаточно сказать, что даже ограничение регламентом обьема двигателя до 1,6 литра не мешает производителям выжимать из этого турбированного V6 около 1000 лошадиных сил, а ведь еще не так давно болиды использовали V8, V10 и даже V12.


IndyCar

В формульном мире существует не только F-1. Есть и младшие серии вроде Formula-Renault или F2 и F3, где соревнуются молодые автогонщики. Но есть и американская сестра F-1 – знаменитая гоночная серия Indy Car, имеющая за океаном ничуть не меньшую популярность, чем ее европейская старшая сестра.

На самом деле IndyCar имеет достаточно короткую историю, так как была основана только в 1996 году. Но, по сути, она является наследницей знаменитой USAC Championship Car, начавшей проводить официальные чемпионаты еще в 1955 году. В 1979-м в США ей на смену была основана новая серия ChampCar, с которой IndyCar долгое время боролась за пальму первенства и в конечном итоге победила, кода в 2008 году обе серии объединились в одну.

Сейчас IndyCar самая популярная формульная серия в США и Канаде, в которой соревнуются легендарные команды, но в отличие от Formula-1, двигателя им поставляют всего два производителя – Ford и Honda. Серия сочетает в себе как классические и любимые американцами овалы вроде Дайтоны и Инди, так и более современные гоночные треки, и даже гран-при на уличных дорогах. Наиболее известной является гонка 500 миль Индианаполиса на легендарной трассе «Старая кирпичница». В честь Индианаполиса, собственно, и названа данная серия.


DTM (Deutsche Tourenwagen Masters)

История этой серии уходит корнями в 70-е годы, но современный вид DTM приняла в начале 2000-х. По сути, это чисто немецкая гоночная серия, но участие в ней самых ярких автомобильных брендов 90-х и 2000-х делало DTM одним из самых мощных кузовных чемпионатов мира, и статус «немецкого» ничуть не мешал его популярности.

В свое время в командах DTM ездило немало бывших пилотов Formula-1, как, например, Ральф Шумахер или Жан Алези, а из производителей участие принимали BMW, Mercedes, Audi, Opel, Alfa Romeo… К слову, кузовной она называлась лишь по внешнему виду авто. Если же брать характеристики болидов — это спортивные монококи с углепластика (практически кузовная F-1).

И хотя популярность, а главное мощь серии по-прежнему остается высокой, ее лучшие времена остались позади. Более того, в этом году Merceds-Benz объявил об уходе из DTM ради Formula-E (о ней ниже), что ставит серию на грань исчезновения, ведь в ней останется всего два автопроизводителя – BMW и Audi. В общем, поспешите оценить DTM, пока она не ушла в прошлое или не начала революционные изменения ради выживания.


NASCAR

Если и есть кузовная серия, которая легко перебьет DTM по легендарности, то это американская NASCAR – абсолютно культовая серия Северной Америки, популярная во всем мире. Ее основная концепция – гоночные машины на основе серийных автомобилей, гоняющие по классическим американским овальным трекам.

Серия NASCAR даже старше, чем Formula-1, ведь была основана в 1948 году Биллом Франсем, и уникальна тем, что является частной, до сих пор находясь в руках одной и той же семьи Франс.

Несмотря на то, что в основе автомобилей NASCAR должны быть серийные автомобили, современные болиды мало чем напоминают своих «родителей» даже внешне. Но вполне возможно, что тенденция будет меняться, ведь со следующего года Ford запускает в NASCAR легендарный Mustang, а Toyota не менее легендарную Supra, и оба болида внешне выглядят максимально схоже со своими серийными братьями.


Formula-E

Электрическая формульная серия родилась не так давно — на волне повышения спроса на электрические автомобили и в соответствии с «зеленой» концепцией будущих авто первый сезон электрической сестры Formula-1 стартовал в 2014 году, а за его основу были взяты принципы и даже внешний вид болидов F-1. Впрочем, как вы уже могли догадаться, вместо двигателей внутреннего сгорания на болидах Formula-E стоят электрические силовые установки.

На самом деле, споры о необходимости такой серии и о ее будущем длятся ровно с тех пор, как мир узнал о ее появления. Скептиков серии множество, а главный аргумент является убийственным для любого фаната гонок – звучание «моторов» болидов просто ужасно, и с этим не поспоришь. Тем не менее, год за годом серия продолжает успешное существование, и постепенно привлекает все больше поклонников, а главное автопроизводителей, среди которых уже есть Renault, Audi, Jaguar, а со следующего сезона к ним присоединится еще и Mercedes-Benz.

Пилоты в серии также весьма известные, многие из которых ранее были пилотами Formula-1 — Нельсон Пике-младший, Себастьян Буэми, Ник Хайдфельд, Жан-Эрик Вернь, Лукас Ди Грасси и другие. В общем, есть за кого поболеть и на что посмотреть.


WEC (World Endurance Championship)

Это название скрывает в себе известный многим Чемпионат мира по гонкам на выносливость, куда входит уж точно всем известная и легендарная гонка 24 часа Ле-Ман во Франции.

По большому счету именно Ле-Ман является вишенкой на торте серии, и ее главной ценностью. Об этой гонке можно найти много классических и современных статей, а ее история богата и непроста. Так или иначе, но в этой кузовной серии сейчас принимают участие автомобили Gran Turismo и спортпрототипы, каждый из которых имеет по два класса.

На данный момент WEC проводит 6 гран-при, из которых четыре – это шестичасовые гонки в Великобритании (Сильверстоун), Бельгии (Спа), Японии (Фудзи) и Китае (Шанхай), одна 1000-мильная гонка в США (Себринг), и, конечно, те самые 24 часа Ле-Мана во Франции.


WTCC (World Touring Car Championship)

Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым автогонкам достаточно известен в нашей стране благодаря участию в нем автомобилей LADA. Это один из наиболее популярных кузовных чемпионатов мира, который проводится на протяжении более чем 30 лет. Хотя по сути, WTCC стал продолжением ETCC (чемпионата Европы).

Это стабильно популярный чемпионат, где поклонники автоспорта могут наблюдать реальные серийные автомобили, доработанные для гоночных условий. Кроме LADA, в нем также участвуют Citroen, BMW, Chevrolet, Ford, Honda, SEAT и Volvo. Как видим, достаточно широкое представительство брендов, что говорит как о популярности серии, так и о ее доступности для производителей.


WRC (World Rally Championship)

От гонок кольцевых, до гонок раллийных. Чемпионат мира по ралли является еще одной легендарной гоночной серией, ведущей свое начало от чемпионата Европы по ралли, проводимого с начала 50-х годов (сейчас это младшая сестра WRC). И когда мы говорили о том, что стремление человека к скорости породило современные гонки, можно с уверенностью утверждать, что где-то тогда же на заре гоночных времен произошло первое разделение на любителей треков и тех, кто желал гонять по обычным дорогам.

Гоночная серия включает в себя ряд этапов по обычным дорогам, включая асфальт, гравий, и грунтовку со всеми вытекающими последствиями – вылетами, проколами, авариями. Но главное принципиальное различие – здесь нет обгонов. Пилоты соревнуются друг с другом заочно, по времени проезда спецучастков, расположенных по трассе.

За десятки лет серия WRC видела множество крутых серийных авто, кардинально переделанных под ралли – это и первые Audi Quattro и легендарная Lancia Delta, Subaru Impreza, Mitsubishi Lancer и Toyota Celica. Что касается последних лет, в WRC уже 14 лет идет эра доминирования французских гонщиков – Себастьяна Лёба и Себастьяна Ожье.


Dakar

Уникальная раллийная серия на выносливость, которая обросла десятками легенд и невероятных историй. Описать Dakar не хватит даже целой книги, но стоит отметить, что его история началась в 1978-м, когда впервые прошло то самое ралли «Париж-Дакар» — от столицы Франции до столицы Сенегала.

Большинство поклонников серии помнят именно африканскую историю Дакара, которая закончилась в 2009 году переездом в Южную Америку. Ралли до сих продолжает свое существование под брендом «Dakar», но кроме регламента и истории ничего общего ни с Африкой ни с Дакаром уже не имеет. Впрочем, консерваторы могут продолжать смотреть Ралли Африки, образованное после переезда Dakar в Южную Америку

Ралли-рейд Дакар объединяет в себе сразу несколько классов – мотоциклы, квадроциклы, внедорожники и грузовики, при этом существуют как заводские команды, так и частные, и даже одиночные гонщики. Регламент по сути такой же, как и в обычном ралли – спецучастки на время, с той лишь разницей, что проходят они по бездорожью и в не подготовленных условиях. Настоящий вызов природе и самому себе. Опасная и этим привлекательная гонка, где уже много лет среди грузовиков лидируют наши КАМАЗы.


MotoGP

Кто-то предпочитает раллийные дисциплины кольцевым автогонкам, а кто-то отдает предпочтение двухколесным болидам вместо четырехколесных. Именно для них мы завершаем наш обзор вершиной мотогонок – серией MotoGP.

Интересно, что первое гран-при серии прошло в 1949 году, за год до официального старта Formula-1, так что поклонники мотоциклов могут с чистой совестью утверждать, что их ведущая серия MotoGP имеет более древние корни.

В этой гоночной серии используются специальные мотоциклы-прототипы, которые не доступны в свободной продаже и не являются продолжением какой-либо серийной техники, так что MotoGP вполне можно сравнить с Formula-1, в том числе и по максимальной скорости, которая может достигать сумасшедших 350 км/час!


Девять лучших гонок мира. Рейтинг ЗР

Всё когда-то начиналось с нуля. Но одни гоночные проекты умерли, а другие набрали силу и вес — о самых-самых и пойдет речь.

Среди тысяч автогонок, проводимых во всем мире, с трудом наберется десяток, которые без оговорок можно назвать великими и легендарными. Почему так мало? Ответ один: конкуренция! Тех, кто снискал признание и любовь еще на заре автомобилизма, невозможно спихнуть с пьедестала. А изобрести и продвинуть что-то принципиально новое не выходит. Хотя такие попытки делаются.

Относительно молодые дисциплины автоспорта — скажем, дрифтинг или ралли-кросс — локально популярны, но на общемировой уровень так и не вышли. И, за редким исключением, сердцами (и кошельками) болельщиков владеет классика — кольцевые гонки и ралли.

Можно ли расставить самые известные на планете гонки по степени важности и значимости? Наверное, да, только непонятно, по каким критериям. Количество экипажей на старте, проданных билетов или часов телеэфира — величины, сильно зависящие от маркетинговых обстоятельств, характера и длительности состязаний. Как сравнивать многодневный ралли-рейд и этап Формулы‑1? Они слишком разные. Но всё же попробуем.

1. «24 часа Ле-Мана»

24 Heures du Mans

Кто-то скажет — «Ле-Ман» нынче не тот. ­Разумеется, всё поменялось, начиная с самих автомобилей и развиваемых ими скоростей. В 1923 году победители первого «Ле-Мана» Андре Лагаш и Рене Леонар на болиде Chenard-Walcker (Шенáр-Валькé) прошли за сутки 2209,5 км. Результат действующих победителей, экипажа заводской команды Porsche, – 5233,5 км.

Отчасти и трагедии «Ле-Мана» указали на необходимость мер безопасности. Начинали-то без каркасов, вваренных в кузова машин, без шлемов, без несгораемых комбинезонов, трассы толком не ограждались, а зрители сидели чуть ли не на дороге.

Ушла эпоха романтики, связанной с перепачканными маслом гонщиками и риском для жизни всех присутствующих. Сильно изменились правила. Но остались основные принципы и энергетика «Ле-Мана». Это по-прежнему 24‑часовая гонка с пит-стопами и сменой пилотов, где на финише замеряют не время, а пройденную дистанцию. Изначальная идея — выявить самый надежный и экономичный автомобиль — всё та же. Она привела к появлению особой породы гоночных гибридов и целого чемпионата мира по гонкам на выносливость (endurance race).

Не так давно был краткий период, когда гонка в Ле-Мане выпала из всех мировых серий и осталась сама по себе. Это не отра­зилось ни на содержании списка участников, ни на наполнении трибун! Под влиянием «Ле-Мана» родились и другие 24‑часовые гонки, но ни одна из них и близко не подобралась по престижности к родоначальнице длинных гонок.

2. Гран-при Монако

Grand Prix de Monaco

Это далеко не самый первый «Большой приз» в истории автогонок, но определенно самый знаменитый.

Многие гонки, которые родились как Гран-при в начале XX века, давно вымерли — вместе с трассами, на которых их когда-то проводили. А эта — жива, причем трасса почти та же самая, видоизменился лишь набор поворотов после туннеля. Организатор исконный — Автомобильный клуб Монако. И призы на финише вручает, как и в 1929 году, представитель княжеской династии.

Название «Гран-при» давно присвоила Формула‑1, и теперь любой этап этого чемпионата мира автоматически получает статус Гран-при — например, Индии или Азербай­джана.

Спроси пилотов, какой этап им больше всего нравится, назовут бельгийский или японский. Но самым престижным считается Гран-при Монако, несмотря на множество недостатков: гонки здесь нередко скучные, вместимость трибун рекордно малая, а цены на билеты — рекордно высокие.

3. Ралли Монте-Карло

Rallye Automobile Monte Carlo

Еще одно детище того же Автоклуба, причем более древнее, чем Гран-при. Первое Ралли Монте-Карло прошло в 1911 году по правилам, которые ныне никто не понял бы. Экипажи стартовали из одиннадцати разных точек Европы и где-то там, поодиночке, преодолевали дистанцию 1020 км, чтобы собраться в кучку на главной площади. Но это действительно было первое ралли в мире!

Именно так родился второй и теперь уже главный смысл слова rally — первоначально под ним подразумевалось «сборище, слёт». Сегодня ралли для многих — синоним слова «гонки».

Не важно, что до середины 1950‑х Ралли Монте-Карло было довольно заурядным мероприятием без звезд первой величины. А на старт выходили автомобили марок Turcat-Mery (Тюркá-Мери), Amilcar (Амилькар) и Invicta (Инвикта). Зато потом Ралли Монте-Карло собрало все сливки славы.

К основной гонке, чья традиционная изюминка — зимние горные дороги, два­дцать лет назад добавился «прицеп» в виде гонки олдтаймеров. Она собирает по триста машин — намного больше, чем «боевой» зачет.

Читайте также:  Как поменять масло в коробке ваз 21099

4. Инди‑500

Indianapolis 500, Indy 500

Одно из главных изобретений США — кольцевые гонки по овальной трассе. Впрочем, за пределы родины они толком и не вышли, наряду с бейсболом и тамошним «футболом». Понемногу есть везде, но бешеным спросом не пользуются, в отличие от «500 миль Индианаполиса». Иначе здесь не наращивали бы постоянно трибуны снаружи 2,5‑мильного овала. Их вместимость дошла уже до 270 тысяч человек (плюс зона infield — внутри трассы, где помещается еще сотня тысяч). И, надо признать, у Indy 500 самая большая гоночная аудитория в мире.

Гонка, впервые проведенная в 1911 году, дала имя классу гоночных формул и чемпи­онату этих формул. С 1950 по 1960 год входила в чемпионат мира Формулы‑1. Большие европейские марки стремились выиграть здесь с первых дней (Peugeot, Mercedes-Benz). Победителям на финише вместо шампанского вручают бутыли с молоком. А их имена навеки вписаны в историю мирового автоспорта.

5. «Дакар»

В 1977 году французский мотогонщик Тьерри Сабин заблудился в пустыне в ходе ралли по маршруту Абиджан — Ницца. Чудом остался жив — лишь через трое суток его нашли аборигены. Считается, что именно это приключение вдохновило Сабина на организацию марафона «Дакар» — затяжной гонки по пустыням с элементами движения по азимуту и выживания в экстремальных условиях.

Старт первому рейду Париж — Дакар дали в 1978 году. Он не был самым протяженным в мире. От Абиджана до Ниццы, в конце концов, дальше, чем от Парижа до Дакара. Но прижился именно вариант Сабина: две недели жары, лишений и около 10 тысяч километров пути.

От названия давно отвалился Париж, а сама гонка переехала в Южную Америку — в целях безопасности. По крайней мере, экипажи перестали подрываться на минах и попадать в перестрелки и заложники — уже прогресс. Хотя и адреналина стало меньше.

В Африке — по старому маршруту и в эти же сроки, в первые недели января, – проводят новую гонку. Но вся мировая гоночная элита выбирает «Дакар». Как и раньше, больше половины участников — гонщики-любители.

6. «Пайкс-Пик»

Pikes Peak International Hill Climb

Первый в мире hill climb (скоростной подъем на холм) состоялся аж в 1897 году близ Ниццы. Старейшая действующая трасса для подъема на холм находится в Англии. А самый знаменитый подъем на холм — конечно, американский «Пайкс-Пик», ведущий отсчет с 1916 года. И он же самый высотный: старт — на отметке 2862 м, финиш — на отметке 4301 м.

Трассу эпизодически модифицировали, постепенно улучшая покрытие: грунт заменяли асфальтом. Но конфигурация принципиально не менялась.

В сегодняшнем варианте на дистанции 19,99 км насчитывается 156 поворотов. Стартует здесь всё, что может двигаться (от мотоциклов до седельных тягачей),- поделенное на 18 зачетов. Это очень по-американски. Но едут сюда со всего мира — японцы, финны, австралийцы и французы. Сто боевых машин на старте — обычное дело, и среди пилотов, как правило, пяток звезд мировой величины.

7. Гран-при Макао

Macau Grand Prix

Возможно, главная гонка Азии, хотя сами азиаты не играют в ней первых ролей. Попутно это самое масштабное состязание на городской трассе — семь километров с ощутимым перепадом высот и заковыристыми поворотами. Ее проложили по улицам португальской колонии, получившей самостоятельность только в 1999 году.

Победителями Гран-при Макао бывали Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. А началось всё в 1954 году с гонки любителей на легковушках. Позже к Турингу добавился смешанный формульный класс и мотогонки на супербайках. С 1983‑го и поныне проводят всепланетную престижную гонку Формулы‑3, а с 2005‑го — этап чемпионата мира WTCC. Всё это дополняется заездами местных гонщиков, огромной аудиторией и музеем Гран-при, где хранится редкий Triumph TR2 первого победителя — португальца Эдуарду де Карвалью.

8. «Милле милья»

Mille Miglia, «Тысяча миль»

Если сегодня кто-нибудь возжелал бы провести что-нибудь подобное, это обзовут «беспредельным стрит-рейсингом» и запретят еще до старта. А в 1927 году всё прошло нормально: 77 экипажей на спортивных машинах промчались по обычным дорогам от Брешии до Рима и обратно (около 1600 км, или 1000 миль). Дороги и в дальнейшем не закрывали для движения прочего транспорта, потому гонка постепенно обрастала жертвами. И легендами тоже: в 1954 году, например, Ганс Германн на Porsche 550 Spyder пролетел под закрытым шлагбаумом перед носом скоростного поезда. Благодаря гонке «Милле милья» прославились итальянские марки Ferrari, Maserati, Alfa Romeo, Lancia, да и Bugatti заодно. Тацио Нуволари, Рудольф Караччиола, Энцо Феррари, Хуан Мануэль Фанхио, Стирлинг Мосс — все они здесь выступали. А красные таблички-указатели, придуманные еще в довоенные времена, стали вечным лейблом гонки.

Первым, кто запретил это безобразие из-за очередной трагедии, унесшей несколько жизней, был Муссолини. После войны гонка возродилась, но ее то переносили на закрытую трассу, то запрещали, то снова разрешали. В 1977‑м ее возродили в очередной раз — в формате спокойного ретроралли для машин, выпущенных не позже 1957 года. Проходит до сего дня, заслужив неформальный титул самой красивой в мире дорожной гонки и почетный камень в умозрительной аллее гоночной славы.

9. Гонка чемпионов

Race оf Champions

ROC — самая юная из гонок, которые можно отнести к числу великих. Придумала ее раллистка Мишель Мутон — в память о погибшем раллисте Хенри Тойвонене, а на первый старт в 1988 году пригласили восемь раллийных чемпионов мира. Естественно, на раллийных автомобилях — резких, быстрых и шумных.

Суть: парные гонки по параллельным дорожкам на короткой замкнутой трассе, проигравший выбывает. Первая гонка ROC прошла близ Парижа, и в финале Юха Канккунен одолел Тимо Салонена. Сражение суперзвезд имело колоссальный успех, и гонка стала ежегодной. Долгое время (1992–2003) она гостила на острове Гран-Канария, логично и красиво закрывая сезон чемпионата мира по ралли.

Затем организаторы решили уйти от гравия и солнца под крыши стадионов в мегаполисах: Париж, Лондон, Пекин, Бангкок, Дюссельдорф. И заодно — от чисто раллийного имиджа: на старт нынче приглашают звезд из самых разных дисциплин. Постепенно исчезли раллийные автомобили, да и раллисты тоже. На недавнем розыгрыше ROC‑2017 в Майами почти половина пилотов представляли Формулу‑1, в том числе три экс-чемпиона — Алонсо, Баттон и Феттель. Нельзя сказать, что стало хуже, просто сместился общий акцент — с самой гонки в сторону шоу. В любом случае это одно из самых заметных событий гоночного года.

10. Это место вакантно

Могло ли его занять что-нибудь советское или российское? После 1917 года, наверное, нет. Старейшей гонкой на территории бывшего СССР является рязанский автокросс «День Победы», проводимый с 1964-го. Но с годами он захирел и давно не собирает по 400 участников, как в лучшие времена. Самый глобальный и международный из действующих российских проектов — ралли-рейд «Шелковый путь». Для попадания в мировой топ‑10 он слишком молод. А Гран-при России Формулы‑1 — просто еще один из многих аналогов.

Изобрести что-то грандиозное в автоспорте уже невозможно? Всё уже придумано до нас? Не исключено. Но вполне реально сделать что-то ярче и интереснее, чем было раньше. Ведь многие великие гонки родились именно так.

10 лучших пилотов «Формулы-1» в XXI веке

Иконы новой эпохи автоспорта.

10. Рубенс Баррикелло

Достижения в XXI веке: 10 побед, 53 подиума
Команды: «Феррари», «Хонда», «Браун», «Уильямс»

Бразилец главным образом запомнился болельщикам не скоростью на трассе, а скандальными пропусками партнера по «Феррари» Михаэля Шумахера, В фанатском сленге прочно закрепилось слово «вторикелла».

Это совсем не значит, что место Рубенса в топе незаслуженно. Способность работать с инженерами и обеспечивать качественную обратную связь обеспечили Баррикелло гоночное долголетие и позволили установить рекорд по количеству проведенных Гран-при. Кроме того, он был почти наравне с лучшими гонщиками по чистой скорости. Особенно ярко это проявилось в 2009 году, когда лишь проваленное начало сезона не позволило Баррикелло опередить Дженсона Баттона в борьбе за чемпионский титул. (Антон Гордеев)

9. Даниэль Риккардо

Достижения в XXI веке: 4 победы, 18 подиумов
Команды: «ХРТ», «Торо Россо», «Ред Булл»

Австралиец попал в список лучших скорее авансом, чем по нынешним достижениям. Все-таки он проиграл по очкам новичку «Ред Булл» Квяту и не всегда справлялся с юным Ферстаппеном.

С другой стороны в Даниэле заметен гигантский потенциал: он использует каждую возможность на трассе для обгона, выжимает максимум из техники и мчится к победе – если этому не мешает собственная команда, а болид способен ехать с приличной скоростью.

Риккардо умеет действовать агрессивно, но при этом не теряет головы – сложно вспомнить грубые ошибки, не говоря о вылетах или столкновениях с соперниками по собственной вине. Ясно, что если «Ред Булл» все-таки начнет по-настоящему бороться с «Мерседесом», Риккардо обязательно включится в спор за звание чемпиона мира. (Дмитрий Федотов)

8. Хуан-Пабло Монтойя

Достижения в XXI веке: 7 побед, 30 подиумов
Команды: «Уильямс», «Макларен»

Самый харизматичный и яркий из тех, кто так и не получил главный трофей автоспорта — чемпионский титул «Формулы-1». Может, если бы его звезда в серии сгорела не так быстро, он бы и получил свой трофей?

Чем же Хуан-Пабло так запомнился за всего неполные шесть сезонов? Яркостью, риском и неуступчивостью. Монтойя готов был идти до конца в борьбе за позицию или при попытке обороны — и это в достаточно необгонную эру. Обычно это заканчивалось либо аварией, потерей позиций и сходом, либо — яркими финишами на подиумах или около них. При этом процент его сходов и дисквалификаций даже выше, чем у Пастора Мальдонадо — 31,6%.

Агрессивные пилоты всегда были кумирами толпы, и Хуан-Пабло не исключение. Наверное, иногда ему стоило быть сдержаннее. Но мы все равно не забудем его обгоны и то, что он не боялся ни Шумахера, ни Култхарда – вообще никого. (Артем Рубанков)

7. Нико Росберг

Достижения в XXI веке: чемпион мира (2016), 23 победы, 57 подиумов
Команды: «Уильямс», «Мерседес»

Кто знает, смог бы умнейший немец по паспорту попасть в топ, если б не вырвал титул в заключительной гонке сезона-2016? И пускай он оказался последним в списке пилотов с победами в чемпионате — он все равно вошел в историю.

Объявив о строительстве новой команды «Мерседес» взял именно Росберга в напарники к Шумахеру, так как знал о его уме и способности к качественной обратной связи. В этом Нико помогла степень бакалавра по аэродинамике.

Однако Росберг был хорош не только как важнейший элемент развития машины. Всегда собранный и сконцентрированный, Нико старался никогда не лезть на рожон. Стабильность стала его визитной карточкой. При этом, получив в напарники серьезного пилота в лице Хэмилтона, Росберг продемонстрировал, что умеет в кратчайшие сроки разбираться в чужой телеметрии и улучшать свой пилотаж ровно тогда, когда нужно. (Артем Рубанков)

6. Дженсон Баттон

Достижения в XXI веке: чемпион мира (2009), 15 побед, 50 подиумов
Команды: «Бенеттон», «Рено», «БАР», «Хонда», «Браун», «Макларен»

До сих пор ни один сезон в ХХI веке не обходился без участия Дженсона Баттона. Сам факт, что гонщик в эпоху рента-драйверов смог продержаться в «Формуле-1» так долго, уже выводил бы Баттона, как минимум, в двадцатку лучших пилотов начала столетия, но Дженсон за эти 16 сезонов собрал отличную статистику не только по количеству участий в Гран-при, но и по более серьезным показателям. Да и закончил карьеру он не за рулем нищего аутсайдера, а оставаясь востребованным в зажиточном, пусть и проблемном, «Макларене».

Наверное, по сравнению с остальными чемпионами мира XXI века, у Баттона было многовато тусклых сезонов, но даже в неудачные годы ему удавалось выдавать отдельные яркие представления, которые обеспечили ему звание выдающегося стратега и одного из самых умных гонщиков современной «Формулы-1». Интересно, что как элитного пилота Дженсона стали окончательно воспринимать не после удивительной победы в чемпионате, а когда он уверенно выиграл у более молодого напарника по команде Льюиса Хэмилтона в 2011 году.

Дженсон был образцом для других гонщиков не только в вопросах выбора стратегии на гонку, но и работы над собственным имиджем. Из пилота по прозвищу «плейбой» и героя контрактных скандалов он превратился в «последнего джентльмена «Формулы-1». Именно корректное поведение англичанина на трассе и в паддоке сделало его одним из самых уважаемых гонщиков пелотона. (Аркадий Новицкий)

5. Кими Райкконен

Достижения в XXI веке: чемпион мира (2007), 20 побед, 84 подиума
Команды: «Заубер», «Макларен», «Лотус», «Феррари»

Мы знаем, за что любим Кими. Он жжет по радио, способен дать бой любому сопернику, в 37 лет на равных гоняется с четырехкратным чемпионом мира. Райкконен не слишком силен в квалификациях, но с лихвой отыгрывает потерянное в гонках. У финна есть редкое свойство десятки кругов поддерживать необходимую температуру в резине, что вместе с оригинальным стилем пилотирования не раз приносило ему славу. Райкконен долго не мог выиграть титул, дважды был близок к этому в «Макларене», но долгожданное чемпионство состоялось лишь за рулем «Феррари».

Карьера Кими полна взлетов и закатов. Болельщики справедливо считают, что пиком карьеры стали годы, проведенные за «Макларен» и один сезон в Скудерии. После ухода в ралли и возвращения в «Формулу-1» финн выдал отличный сезон, но смена регламента застала его врасплох. Нестабильность и крайняя придирчивость к технике – недостатки, с которыми взять больше одного титула в «Формуле-1», увы, почти невозможно. Будем честны – Райкконен уже давно не звезда первой величины. Присутствие в пятерке лучших связано с заслугами Кими в целом, но никак не с достижениями последних сезонов. (Дмитрий Агапов)

4. Льюис Хэмилтон

Достижения в XXI веке: трижды чемпион мира (2008, 2014, 2015), 53 победы, 104 подиума
Команды: «Макларен», «Мерседес»

Если выбирать быстрейшего гонщика в современной истории, многие проголосуют за Льюиса. Англичанин – рекордсмен по количеству поулов, в достижениях уступающий только Сенне, Просту и Шумахеру. Хэмилтон знаменит не только чистой скоростью и обгонами подчас за гранью физики, в его заслугах невероятный дебютный сезон в «Формуле-1» и три чемпионских титула. Что говорить, если по статистике XXI века Льюис обошел по количеству побед и подиумов великого Михаэля Шумахера.

Что не дает поставить англичанина на первое место в списке? Причин немало. У пилота, несмотря на зрелый возраст, по-прежнему случаются необъяснимые спады формы. Кроме того, Хэмилтон увлечен многим, что иногда отвлекает его от мира «Формулы-1» и не дает гоняться в полную силу. Льюис подчас излишне самоуверен, что иногда приводит к глупым авариям (инцидент в Баку стоил гонщику титула) и ошибкам в настройке машины. Тем не менее за 10 лет в «Формуле-1» англичанин вырос в пилота невероятного уровня, и его место в числе лучших не подвергается сомнению. (Дмитрий Агапов)

3. Себастьян Феттель

Достижения в XXI веке: четырежды чемпион мира (2010, 2011, 2012, 2013), 42 победы, 86 подиумов
Команды: «БМВ-Заубер», «Торо Россо», «Ред Булл», «Феррари»

Читайте также:  Как утеплить двигатель ваз 2109

Четверку лучших гонщиков современности можно тасовать как угодно – все зависит от личных пристрастий и представления о понятии «лучший». Для кого-то это пилот, который в равных условиях на одинаково незнакомой для всех технике окажется быстрее, для других – спортсмен, зарабатывающий максимально возможное (учитывая силу машины) количество очков. У всех свои предпочтения в выборе между скоростью и расчетом: Хант или Лауда, Сенна или Прост, Хэмилтон или Алонсо?

Интересно, но никто из нас не поставил на первое место Себастьяна Феттеля – гонщика безусловно талантливого, не случайно выигравшего четыре чемпионских титула и одержавшего кучу побед. Немца сложно отнести к упомянутым выше категориям топ-пилотов: он быстр, но не так одарен природой, как некоторые из соперников, и в то же время не похож на гоночного «бухгалтера». Может именно поэтому Себ всегда где-то рядом с великими, в числе быстрейших, но не признан таковым публикой.

Почему? Возможно, дело в машинах гениального конструктора Эдриана Ньюи, а может быть из-за отсутствия крупного успеха за рулем «Феррари». Однако у Себа еще есть время – он очень умный парень, знающий, как стать сильнее. Пока же остается довольствоваться победами в «Гонке чемпионов». (Дмитрий Федотов)

2. Фернандо Алонсо

Достижения в XXI веке: дважды чемпион мира (2005, 2006), 32 победы, 97 подиумов
Команды: «Минарди», «Рено», «Феррари», «Макларен»

Место Алонсо в топ-4 не удивит даже самых жестких хейтеров испанца, упрекающих его в излишней расчетливости, но то, что в итоге он опередил Феттеля и Хэмилтона, «всего» два раза победив в чемпионате, говорит о многом.

Возможно, Фернандо – самый неудачливый гонщик нашего времени. Сравнительно легко став двукратным чемпионом мира, он раз за разом ставил не на ту лошадь, оказываясь за рулем недостаточно быстрых машин. Алонсо продолжил периодически выигрывать гонки и громить напарников, но трехкратным ему стать не удалось и, похоже, не удастся уже никогда. Одна из последних надежд умерла этой зимой, когда «Мерседес» подписал Боттаса.

Но даже в те сезоны, когда победу праздновали другие пилоты, Фернандо неоднократно признавался лучшим гонщиком по версии журналистов и коллег, что лучше всего говорит о величине таланта испанца. (Антон Гордеев)

1. Михаэль Шумахер

Достижения в XXI веке: четырежды чемпион мира (2001, 2002, 2003, 2004), 47 побед, 72 подиума
Команды: «Феррари», «Мерседес»

Прежде чем «Феррари» и Михаэль поехали к многочисленным победам, прошли годы страданий и мучений, и лишь благодаря терпению и умению выстраивать коллектив Скудерия на стыке веков все-таки вышла на свой пик.

Когда это произошло и машина стала лучшей в пелотоне, Шумахер не остановился в развитии. Да, часто ему больше не требовалось вести борьбу колесо в колесо и удивлять рисковыми маневрами, но особенности тех гонок и стиля самого Михаэля породили удивительный феномен: он научился выигрывать Гран-при с наименьшими затратами сил – побеждал за счет своего фирменного ускорения, умения ехать в квалификационном режиме незадолго до или после пит-стопа. Это нравилось не всем, но результаты говорили о том, что подход Шуми – эффективный. Попытки же играть по его правилам приводили к ожидаемым итогам: на Гран-при Франции 2004 года Алонсо и «Рено» разбили свою гонку на четыре отрезка, которые проехали с сумасшедшей скоростью, но Шумахер и «Феррари» сделали пять стинтов – и снова победили.

Он был психологически устойчивым и выдерживал давление важнейших гонок, удивлял хладнокровием в критических эпизодах и не стеснялся напоминать остальному пелотону, что именно он – король автоспорта, которому дозволено все. А свою последнюю победу он одержал так, что критики умолкли – в сложных погодных условиях Шумахер принял мудрое решение по шинам и в борьбе на треке красиво обыграл лидировавших парней из «Рено».

За пределами трассы Михаэль вел другую работу – не всегда заметную, но не менее важную: выстраивал вокруг себя коллектив, создавал семейную атмосферу в гараже, до ночи трудился вместе с механиками и пахал на бесконечных тестах. Он был не первым, кто так работал, но точно стал лучшим в выстраивании фундамента будущих гоночных успехов – и оказался образцом для многих молодых спортсменов.

Недоброжелатели часто ставили ему в вину наглое эксплуатирование напарника, но с точки зрения достижения результатов это видится скорее достоинством, чем недостатком. Рубенс Баррикелло считался очень быстрым партнером, но при этом никогда не подвергал сомнению позицию немца как беспрекословного лидера и вносил колоссальный вклад в успехи благодаря технической подкованности и умению настраивать болид.

Наверняка Шумахер мог зацепить еще пару «лишних» титулов, но президент Скудерии Лука ди Монтеземоло решил заменить его на Кими Райкконена. Ранний уход – в момент, когда гонки еще не наскучили – привел к необязательному возвращению, но уже за рулем «Мерседеса». Хотя и этот моментв биографии немца сложно назвать провальным – в конце концов, Шумахер внес вклад в строительство команды, которая сейчас доминирует в «Формуле-1» приблизительно в том же стиле, как ранее «Феррари». (Александр Моисеенко, Дмитрий Федотов)

Кто был близок, но не попал в топ-10

Фелипе Масса: чуть не стал чемпионом мира в 2008 году, позже попал в страшную аварию, которая сильно повлияла на последующие выступления.

Марк Уэббер: большой австралийский проспект, чуть не загубивший карьеру в «Уильямсе», но вернувшийся в число лидеров за рулем «Ред Булл». Добиться большего помешал Феттель.

Роберт Кубица: главная надежда «Рено», гонщик с исключительными способностями, чья карьера в «Формуле-1» закончилась после жуткой раллийной аварии.

Дэвид Култхард: в начале века захватил лидерство в «Макларене», но не привык к новому квалификационному формату и проиграл молодому Райкконену. Чуть не попрощался с «Формулой-1», однако вновь расцвел в «Ред Булл».

Ральф Шумахер: в «Уильямсе» был очень хорош, но затем допустил карьерную ошибку – захотел повторить трюк брата и поднять со дна большую и богатую команду («Тойоту»). Не преуспел и разочаровался в гонках.

Макс Ферстаппен: все впереди.

Джанкарло Физикелла: великий мастер по вытаскиванию на приличные места ведер с болтами, затерявшийся в тени Алонсо в «Рено».

Мика Хаккинен: в XXI веке провел лишь один сезон, в котором выступал без огонька. Но даже немотивированным сумел выиграть две гонки на третьей по силе машине чемпионата мира.

Ник Хайдфельд: великолепный настройщик техники, аккуратный в пилотаже, очень стабильный, и все же не обладавший выдающейся скоростью.

Нико Хюлькенберг: один из самых талантливых из ныне действующих пилотов – доказал способности в Ле-Мане, но в «Формуле-1» пока не получил по-настоящему быструю машину.

Как мы выбирали: шесть личных топ-20; один лучший и один худший результаты каждого пилота вычеркивались (пилотам, не вошедшим в чей-либо топ, автоматически присваивалась позиция 21); ранжировка проводилась по среднему арифметическому.

ТОП 6 самых престижных автогонок планеты

Создатель кольцевых гонок на электромобилях Алехандро Агаг представил публике ещё один шедевр – Odyssey 21. Этот внедорожник оснащён электродвигателем и по замыслу Агага к 2021 году планируется запустить очередную гоночную дисциплину именно на этих автомобилях. По замыслу Алехандро, автогонки будут проходить в самых отдалённых уголках планеты, а все пилоты будут соревноваться на одинаковых автомобилях. Интересно будет понаблюдать за автогонками: станут они популярными или же будут второстепенными соревнованиями для бывших пилотов ралли Париж — Дакар. В связи с этой новостью мы решили составить небольшой рейтинг самых престижных автогонок в мире.

№1 Formula-1

Без сомнений, чемпионаты мира Формулы-1 являются самыми престижными и популярными соревнованиями в мире. Ведь каждый в мире знает Михаэля Шумахера, а многие мечтают походить на него. Да и его фамилия с годами стала именем нарицательным. Каждый, у кого есть телевизор или интернет, видел хоть один этап и знает о трагической смерти Айртона Сенны. Каждый наш соотечественник радовался, когда Виталий Петров стал первым российским пилотом Формулы-1. А особо ярые болельщики помнят чемпионство Кими Райкконена на последнем повороте Гран-при Бразилии 2007 года, или как его напарник по команде через год в похожей ситуации также на последнем повороте чуть не стал Чемпионом Мира.

Каждая «конюшня» тратит сотни миллионов долларов на зарплату автогонщикам и на создание нового супербыстрого болида. Такая гонка финансовых вооружений привела к тому, что, начиная с 1990 года, 28 команд покинули Формулу-1 из-за нехватки бюджета.

Феррари − самая титулованная команда в истории Formula-1, хотя в последние 10 лет команда не может выйти на первые позиции.

Пожалуй, все остальные популярные автогонки нельзя распределить по местам. Каждая из них весьма популярна и престижна, поэтому все их мы учтём как номер 2 в нашем топе.

24 часа Ле-Мана

Это не просто гонка – это поиск компромисса между скоростью и надёжностью, ведь 24 часа сможет выдержать не каждый автомобиль. «Ле-Ман 24 часа» – старейшая автогонка. Первый заезд стартовал в далёком 1923 году. На каждом автомобиле соревнуются несколько гонщиков, которые сменяют друг друга, ведь за время гонки нужно преодолеть 5 тысяч километров.

Самое интересное, что гонка − это всего лишь один из этапов кубка мира. Кроме Ле-Мана, проводится ещё 8 гонок на выносливость, которые длятся не менее 6 часов. Но именно этот этап является самым популярным.

Художественный фильм «Мишель Вальян. Жажда скорости», сценарий к которому написал Люк Бессон, посвящён гонке «24 часа Ле-Мана».

WRC — World Rally Championship

Первое в истории ралли и первая в истории автогонка, которая прошла между Парижем и Руаном в 1894 году. Она по сей день не теряет популярности. Ведь многие знают таких гонщиков, как Себастьен Лёб, Петтер Сольберг, Себастьян Ожье, Дани Сордо, Яри-Матти Латвала.

Особенность автогонки в том, что автомобили не соревнуются друг с другом на трассе. Они просто на время проходят спецучастки, а по итогам финишного времени гонщики распределяются по позициям. Самым титулованным гонщиком в истории WRC является Себастьен Лёб, который завоёвывал чемпионский титул 9 раз подряд.

Разработчики компьютерных игр создают множество симуляторов, посвящённых автогонкам. Наиболее популярной в мире считается серия игр Colin McRae Rally. Своё название игра получила благодаря британскому гонщику и чемпиону мира 1995 года в серии WRC Колину Макрею. Он признавался самым зрелищным и известным автогонщиком ралли. После гибели Колина в 2007 году серию игр было решено переименовать.

500 миль Индианаполиса или Инди 500

Самая известная и престижная гонка на авто с открытыми колёсами и одна из самых популярных гонок в мире. Проводится она на автодроме «Индианаполис Мотор Спидвей». Каждый житель Северной Америки рад слышать фразу: «Леди и джентльмены, заводите мотор». Именно с неё начинается гонка, после чего пилоты проезжают прогревочный круг.

История Инди 500 началась более 100 лет назад – в 1911 году. Проводится она в заключительное воскресенье мая. До 1974 года проводилась 30 мая. До 1955 года результаты гонки шли в зачёт чемпионата ААА. С 1950 по 1960 – в зачёт Formula-1. После этого они стали идти в зачёт гонок ИндиКар.

Победителями Инди 500 в разные годы становились бывшие и будущие пилоты Формулы-1 (после того, как гонка перестала считаться одним из этапов этого чемпионата). В 2017 году первым приехал Такума Сато, в 2015 и 2000 Хуан Пабло Монтойя, в 1995 Жак Вильнёв, в 1993 Эмерсон Фиттипальди. Кстати, легендарный бразилец в 2008 году на Инди 500 управлял машиной безопасности.

Nascar

Самый популярный кузовной чемпионат в Соединённых Штатах. Первый чемпионат состоялся в 1949 году. Особенность гонок – все они проходят на овальных трассах и в несколько сотен кругов. В заездах принимает участие огромное количество пилотов, по этой причине аварии здесь − весьма частое явление. Длина колец на различных этапах варьируется от 847 метров до 4,28 километра. Средняя скорость на трассе составляет 303 км/ч.

Именно благодаря зрелищным авариям, Наскар по популярности в Штатах занимает 3 место среди спортивных мероприятий. Обходят их только бейсбол и американский футбол. Даже хоккей и баскетбол делят между собой 4 строчку.

Дакар

Первый «Париж – Дакар» стартовал в 1978 году. До 2009 года она стартовала или финишировала в Дакаре (столица Сенегала). Потом её перенесли в Южную Америку. С 2020 года она будет проводиться в Саудовской Аравии.

Эта гонка выделяется тем, что она проводится в пустыне, и в ней принимают участие не только автомобили, но и грузовик и мотоциклы. По сути это – выживание в экстремальных условиях, а не просто гонка. Ведь пилоты 2 недели проводят на жаре, в лишениях, а ещё раньше частым явлением были подрывы на минах, попадание под перестрелки и похищения с целью выкупа. Сегодня обходится без такого экстрима, хотя из-за песчаных бурь и сегодня не обходится без жертв.

В классе грузовиков на протяжении 20 лет наши соотечественники являются одними из главных фаворитов соревнований. Тройка самых титулованных спортсменов в этой дисциплине выглядит следующим образом:

  • Владимир Чагин (Россия) – 7;
  • Карел Лопрайс (Чехия) – 6;
  • Эдуард Николаев (Россия) – 3.

Команда КАМАЗ смогла завоевать всего 15 кубков конструкторов.

В 1977 году мотогонщик из Франции Тьерри Сабин заблудился в бескрайней пустыне в ходе гонки Абиджан – Ницца. Он чудом выжил, а нашли его только через 3 дня бедуины. Именно этот случай и повлиял на создание Сабином марафона «Дакар». Сам организатор погиб в 1986 году, когда его вертолёт попал в песчаную бурю в Мали.

Легенды «Дакара»: Пять самых успешных команд в истории ралли-рейда

Фото: КАМАЗ Мастер

AUTOSPORT.com.ru продолжает цикл материалов, посвященных 40-летнему юбилею «Дакара». В предыдущем выпуске мы познакомились с самыми титулованными гонщиками главного ралли-рейда планеты, а теперь пришло время узнать про самые успешные команды…

Британский автопроизводитель делит одну строчку с такими марками, как Citroen и Volkswagen, по количеству побед. Все три компании четырежды выигрывали на «Дакаре» в категории внедорожников. Но если VW и «Двойные Шевроны» побеждали по три раза кряду, то победная серия MINI получилась чуть более долгой, да и процент выигранных «Дакаров» у них выше.

Дебютировав при сотрудничестве с немецким гоночным коллективом X-Raid в 2011-м, уже на следующий год MINI отпраздновала первый успех вместе с легендарным Стефаном Петеранселем. Определенно, свою роль в этом сыграл уход Volkswagen, выигравшей все три первых «Дакара» в Южной Америке. Но надо отдать должное: внедорожник MINI ALL4 Racing, основанный на модели MINI John Cooper Works Countryman, оказался очень быстр, эффективен и надежен. Все пять машин не просто добрались до финиша, но и оказались в топ-10.

В 2013-м Петерансель смог повторить свой успех и вновь поднялся на вершину подиума, тогда как российский гонщик Леонид Новицкий и Нани Рома финишировали на третьем и четвертом местах.

Но самым успешным для MINI стал «Дакар-2014». На старт в аргентинском Росарио вышли 11 автомобилей ALL4 Racing и через 14 дней все они благополучно прибыли на финиш в чилийский Вальпараисо, в том числе семь машин были в первой десятке. Преимущество X-Raid было настолько подавляющим, что они позволили себе поиграть с командной тактикой, запутав в конце концов гонщиков и болельщиков. Нани Рому всячески тянули к победе, но даже когда Петерансель специально замедлялся, выйти вперед победителю гонки 2004 года не удавалось. Лишь полная преднамеренная остановка француза в предпоследний день позволила испанцу возглавить общий зачет и остаться впереди до финиша.

Читайте также:  Nissan qashqai 2017 тест драйв

Четвертую и на данный момент последнюю викторию на «Дакаре» MINI одержала уже в 2015-м вместе с катарцем Нассером Аль-Аттией. Петерансель присоединился к новому проекту Peugeot, что было ничуть неудивительно после всех событий в предыдущей гонке, и уже на следующий год положил конец доминированию своей бывшей команды.

MINI на двух последних «Дакарах» не смогла составить конкуренцию «Французским львам» и в 2018-м в надежде бросить вызов вместе с обновленным в прошлом году автомобилем Mini John Cooper Works Rally выставит три багги. Так что к юбилейному 40-му ралли-рейду X-Raid подойдет во всеоружии.

Peugeot

История выступлений Peugeot на «Дакаре» насчитывает меньше десяти лет и сейчас к концу подходит второй четырехлетний период, после которого «Французские львы» второй раз после 1990 года уйдут из главного ралли-рейда. Но какая это история!

Переключившись после закрытия Группы B c WRC на «Дакар», Peugeot под руководством Жана Тодта сходу и вопреки всему одержала победу. На самом старте – коротком прологе – главная надежда команды Ари Ватанен разбил свою машину 205 Turbo 16 и откатился в общем зачете на 274 место. Но финн не сдался, наверстал упущенное время и первым прибыл к финишу у Розового озера через 13 000 километров.
Ватанен имел все шансы отстоять звание действующего победителя в 1988 году и лидировал на протяжении 2/3 дистанции, а затем, после 13-го из 19-ти этапов, произошло непредвиденное. Нет, он не попал в аварию, его не подвела обидная техническая поломка. Во время ночевки в столице Мали Бамако его автомобиль Peugeot 405 T16 украли! Машина была найдена, но слишком поздно и после серии протестов со стороны соперников Ватанен был вынужден сняться с дистанции. Не все поверили тогда в версию с угоном, споры остаются и сейчас. Бытует версия, будто не было никакого угона, а Peugeot провернула этот трюк с машиной, чтобы починить неисправный двигатель, на ремонт которого не хватало отведенного лимита времени. Но победа все равно досталась Peugeot – выиграл другой финский чемпион WRC Юха Канкунен.

Ари отыгрался на двух следующих «Дакарах», но сказать, что эти победы дались ему легко – не сказать ничего. В 1989-м финн так отчаянно боролся с напарником Жаки Иксом, что в Peugeot решили определить победителя элементарным бросанием монетки и избежать драматичного исхода этой дуэли. Как сами понимаете, удача оказалась на стороне Ватанена, в том числе и по ходу дальнейшей части дистанции, когда он дважды перевернулся. Несмотря на все проблемы – сломавшийся компас у штурмана и дыру в кузове после столкновения с деревом – финн также выиграл «Дакар-1990» и принес Peugeot четвертую победу из четырех возможных. На этой высокой ноте французский автопроизводитель ушел из знаменитого ралли-рейда и вернулся только спустя 25 лет, когда гонка уже переехала в Южную Америку.

Триумфального возвращения в 2015-м не получилась. Машина 2008 DKR16 получилась сырой, и лучший представитель Peugeot Стефан Петерансель оказался только на 11-м месте, тогда как пятикратный победитель в категории мотоциклов Сирил Депре свой дебютный «Дакар» за рулем внедорожника закончил лишь на 34-й позиции, а Карлос Сайнс сошел после переворота. Для «Французских львов» это поражение оказалось первым и пока единственным. Серьезно поработав над ошибками, компания представила новую модель 2008 DKR, за рулем которой Петерансель в следующие два года добавил еще две победы в свой актив, легенда WRC Себастьен Лёб посражался за победу в обоих изданиях ралли-рейда, а Депре поднялся на подиум в 2017-м.

Предстоящий «Дакар» станет последним для Peugeot. Снова, как и 25 лет, по окончании четырехлетнего отрезка французская марка уходит. В концерне PSA Group, увы, приняли решение перераспределить ресурсы и сосредоточиться на ралли-кроссе.

Выиграть на прощание и одержать девятую из десяти побед будет делом чести для Peugeot.

Насколько важна роль команды, когда все 10 тысяч километров изнурительной и сложной гонки участник преодолевает на мотоцикле, без помощи штурмана и почти в полном одиночестве на трассе, не считая поддержки «водовоза» и соперников в виде ориентиров? Достаточно взглянуть на историю KTM, чтобы найти ответ на этот вопрос. Австрийский мотопроизводитель участвует на «Дакаре» с 1994 года и за эти 23 года одержал 16 побед, причем подряд.

C 2001-го и по сей день KTM непобедима, а два года подряд – в 2002-м и 2003-м – выиграла все спецучастки. Как бы ни пытались Honda, Sherco, Husqvarna или любая другая марка, но такой численностью, надежностью техники и мастерством райдеров они похвастать не могут. Несколько лет назад, когда карьеру в мотоклассе завершили Марк Кома и Сирил Депре, выигравшие на двоих десять «Дакаров» подряд, казалось, что наконец-то победная серия KTM прервется. Но нет. Как и в «КАМАЗ-Мастер» пришла хорошо подготовленная и талантливая молодежь: австралиец Тоби Прайс выиграл в 2016-м, а британец Сэм Сандерленд – в 2017-м.

Сумеет ли KTM одержать рекордную 17-ю победу подряд?

Mitsubishi

За всю историю «Дакара» лишь одному производителю удавалось выигрывать в категории внедорожников больше десяти раз и у никого больше – ни у Citroen, Volkswagen, MINI и даже у Peugeot – нет такой долгой и успешной серии как у Mitsubishi. На протяжении 25 лет японская компания со своим флагманским автомобилем Pajero, получившем прозвище «Король пустыни», задавала жару соперникам, выиграв 12 раз.

Первый успех пришел на третьем для Mitsubishi «Дакаре» в 1985-м, когда первый и единственный раз за всю карьеру выиграл француз Патрик Занироли.

Следующего триумфа японцам пришлось ждать целых семь лет. Уж слишком сильна была Peugeot во второй половине 80-х, да и соперники из Porsche и Citroen не упустили своего шанса. Но ожидание того стоило.

В гонке 1992 года три экипажа во главе с Юбером Ориолем прибыли на финиш у Розового озера на трех первых местах. Еще один триумф пришелся на следующий год – выиграл Бруно Саби.

Настоящий разгром конкурентам Mitsubishi устроила в 1997-м. В первой десятке финишировали шесть машин Pajero, заняв четыре первых места под предводительством к Кенджиро Шинозуке, ставшим первым японским гонщиком, которому покорился «Дакар».

В 1998-м квартету Mitsubishi снова не оказалось равных. Шутка ли – финишировавший пятым Жан-Луи Шлессер на багги имени себя уступил восемь часов победителю Жану-Пьеру Фонтани, около двух часов ставшему вторым Шинозуке и обладателю третьего места Саби. Даже ближайшему конкуренту Хироши Масуоке француз проиграл почти два часа.

Впрочем, это было лишь предвестником доминирования, какого категория внедорожников не видела ни до, ни после.

На протяжении семи лет подряд – с 2001 по 2007 год – «Король пустыни» неизменно финишировал первым, в том числе под управлением немецкой гонщицы Юты Кляйншмидт, с победы с которой, собственно, началась эта серия.

Главного успеха на «Дакаре» Mitsubishi добилась в 2002 году, заняв первые восемь(!) мест по итогам гонки.

В 2008 году ралли-рейд был отменен в самый последний момент, а когда гонка перебралась в Южную Америку, японский концерн заменил Pajero на Lancer. Новая машина оказалось сырой, и из четырех экипажей до финиша добрался только один и только на десятом месте. Затем через несколько недель Mitsubishi объявила о том, что сворачивает свою программу в ралли-рейде. Как Honda и Toyota в Ф1, Subaru в WRC, Suzuki и Kawasaki в MotoGP, на фоне мирового кризиса 12-кратному победителю «Дакара» пришлось перераспределить ресурсы.

Несколько лет назад в 2015 году во время визита в Москву Хироши Масуока, продолжающий работать в Mitsubishi Motors, допустил возможность возвращения «Трех бриллиантов» на «Дакар», но дальше разговоров пока не зашло…

КАМАЗ-Мастер

История «Дакара» немыслима без «КАМАЗ-Мастер». За почти 28 лет выступлений «Синяя Армада» стала символом зачета грузовиков главного ралли-рейда планеты. До эпохи российской команды, дебютировавшей в 1990-м, категория тяжеловесов не знала такой грозной силы. Mercedes (пять побед 1982-1986, Tatra (1988, 1994, 1995, 1998, 1999, 2001) и малоизвестная итальянская компания Perlini (1990-1993) доминировали в свое время, но столь богатой и длинной историей успеха похвастать не могут. В этом плане с «КАМАЗ» может потягаться разве что только с KTM из класса мотоциклов.

Спустя два года после основания в 1988-м команда из Набережных Челнов дебютировала на «Дакаре», а в уже в 1991-м заняла два места на подиуме с Владимиром Гольцевым и эстонцем Йоэлем Таммеки, уступив только французу Жаку Юсса на Perlini. При этом до финиша добрались все пять «КАМАЗов», что больше никому не удалось в категории грузовиков в том году.

Первая победа пришла в 1996-м, когда за несколько десятков метров до финиша Виктор Московских на крутом песчаном повороте обогнал на тот момент трехкратного триумфатора «Дакара», чеха Карела Лопрайса на Tatra и таким образом поставил точку в споре за первое место. Но доминирование «Синей Армады» началось несколько годами позже, когда некогда бывший механик Владимир Чагин в противостоянии с тем же Лопрайсом выиграл гонку «Дакар-2000», а спустя два года начал серию из побед, которая продлилась до 2005 года, когда инициативу перехватил второй гонщик «КАМАЗ-Мастер» Фирдаус Кабиров.

Так они и менялись между собой на вершине подиума вплоть до завершения гоночной карьеры в 2011-м, выиграв на двоих восемь из девяти «Дакаров» с 2002-го (отмененный ралли-рейд в 2008-м не в счет).

За это время не покорилась гонщикам «КАМАЗа» только гонка в 2007-м, но так сложились обстоятельства – на пятом этапе лидировавший Чагин попал в тяжелую аварию, налетев в пыли на скорости 100-110км/час на трехметровую кучу камней и перевернувшись несколько раз. Обошлось без трагических последствий, но даже сейчас, когда смотришь на фотографии того, что осталось от грузовика, замирает сердце.

Чагин получил сотрясение мозга, штурман Семен Якубов сломал руку, а механик Сергей Савостин получил компрессионный перелом позвонка. Эвакуацией разбитой машин занялся экипаж Кабирова, Сергей Решетников также не бросил товарищей и потерял полтора часа, остановившись на месте аварии. На трассе осталась только «быстрая техничка» Ильгизара Мардеева, который не мог побороться за победу, но вторым финишировал.

Второе поражение пришлось на 2012 год, когда «КАМАЗ-Мастер» полностью сменила состав, и груз ответственности лег на плечи молодого поколения гонщиков. Переходный «Дакар» получился тяжелым – впервые за 11 лет на подиуме не оказалось ни одного гонщика из Набережных Челнов. Но уже в следующем году «КАМАЗ» вернулся на свои законные позиции и начал новую победную серию: в 2013-м выиграл Эдуард Николаев, в 2014-м – Андрей Каргинов, а в 2015-м –Айрат Мардеев. Причем, в 2015-м гонщики «КАМАЗ-Мастер» оккупировали весь подиум.

В 2016-м вроде бы ничего не предвещало провала, но всем экипажам «КАМАЗа» катастрофически не хватало стабильности и скорости. В результате уверенную победу голландец Жерар де Рой за Iveсo, а финишировавший вторым Мардеев стал единственным представителем «Синей Армады» в первой пятерке.

«Ничего, в следующем году будем злее, вернем своё», – сказал тогда Айрат и оказался прав.

Сам Мардеев-младший из-за проблем в песках и потерянных двух часов не смог отыграться, но Николаев и Сотников принесли «КАМАЗ-Мастер» победный дубль.

Таким образом, за 21 год российская команда одержала 14 побед на «Дакаре», 12 из них с 2002 года. Впечатляющая статистика.

В следующем году «КАМАЗ-Мастер» отмечает 30 лет со дня основания. Было бы красиво одержать 15 викторию в такой юбилей. С одной стороны, должно быть проще, чем в прошлые годы, учитывая, что Жерар де Рой и его команда предпочли отправиться на «Африка Эко Рейс». Но списывать со счетов таких соперников, как Renault, Tatra, «МАЗ» и других гонщиков на машинах Iveco не стоит.

«Дакар» – сложная и непредсказуемая гонка, и ни одна из 14 побед не давалась «КАМАЗу» легко…

Следите за новостями самой знаменитой гонки планеты в новой рубрике «Дакар» на нашем сайте.

Как Minardi покоряла «Дакар». (Спойлер: вышло даже хуже, чем в «Формуле 1»)

Как Minardi покоряла «Дакар». (Спойлер: вышло даже хуже, чем в «Формуле 1»)

Гоночная команда Minardi дебютировала в «Формуле 1» в 1985 году. Первый сезон оказался для коллектива чрезвычайно сложным – в шестнадцати стартах единственный пилот команды Пьерлуиджи Мартини лишь трижды сумел добраться до финиша. Так себе дебютик…

За свою многолетнюю историю команда Джанкарло Минарди разработала гоночные автомобили для самых разных серий: «Формулы 1», «Формулы 2», «Формулы 3000». Инженеры коллектива даже спроектировали прототип Группы С Junior.

Но мало кто знает, что в этом же году команда из Фаэнцы работала не только над тем, чтобы заставить работать формульную Minardi M185, но и готовила поистине авантюрный проект – гоночный грузовик доя участия в ралли-марафоне «Париж – Дакар».

Идея была достаточно красивая – в честь дебютного сезона Minardi в «Формуле 1» отметиться на ставшим безумно популярным ралли-рейде. Силы команды были брошены на переделку промышленного шасси CVS FM 2230 – его изначально построила итальянская компания Costruzioni Veicoli Speciali s.r.l, которая базируется в Пьяченце. Такие шасси используются в качестве базы, скажем, для кранов.

Получившийся агрегат – его назвали Eurafrica Truck (красиво, кстати) – обладал следующими характеристиками:

Длина – 7,5 метра

Двигатель: восьмицилиндровый дизельный Iveco Turbostar

Мощность: 420 л.с.

Максимальная скорость: 140 км/ч

Распределение массы (перед/зад): 40/60

Помимо полного привода машина была также полноуправляемой. На борту она несла четыре запасных колеса, которые можно было ворочать специально установленной в задней части грузовика стрелой.

Презентация автомобиля прошла в ноябре 1985 года на центральной площади Фаэнцы.

В бой грузовик команды Minardi Team S.P.A. повели пилот Гауденцио Мантова (экс-участник «Формулы 2» и «Формулы 3»), которому ассистировали Роберто Биффи и Адриано Антолини.

1 января 1986 года «Париж-Дакар» стартовал в Версале. Впереди гонщиков ждали 15 тысяч километров дистанции, 7700 из которых составляли спецучастки.

Сам Джанкарло Минарди вспоминал позднее: «По ходу напряжённого и проблемного сезона-1986 в «Формуле 1» мы начали проект автомобиля для ралли «Париж-Дакар». Мы перенесли наш опыт создания машин Ф1 на разработку грузовика и получился чрезвычайно сбалансированный автомобиль – с сорока процентами нагрузки на передние и шестьюдесятью на задние колёса машина легко прыгала по дюнам. Однако экипаж был вынужден сойти, хотя занимал второе место. Причиной схода стал пожар, вызванный неправильно спроектированной и реализованной электрической системой грузовика. Ошибка, которая базировалась на отсутствии опыта выступлений в такого рода соревнованиях, оказалась фатальной».

8 января в списке сошедших участников «Дакара» появилась фамилия Мантова. Грузовик вспыхнул прямо во время прохождения дистанции седьмого этапа «Таманрассет – Агадес», фактически при пересечении границ Алжира и Нигера. Экипаж не пострадал, а вот автомобиль сгорел дотла.

Больше Джанкарло Минарди в такие авантюры не ввязывался. А вот насчёт кранов на «Дакаре» – до итальянцев свою версию гоночного крана создали французы, но об этом мы расскажем в другой раз…

Ссылка на основную публикацию